Автор Михаил Шейнкман
Эпиграфом к этой книге вполне могли бы стать слова родителей, уже не способных влиять на взросление своего ребенка. Пусть уж лучше с нами первый раз выпьет, чем в подворотне. Как правило, одно совершенно не исключает другого, скорее приближает и устаканивает. Но, во-первых, у мамы с папой это создает иллюзию того, что они все еще контролируют ситуацию. Во-вторых, все-таки оставляет надежду, что отпрыску это не понравится. Через 70 лет после смерти Адольфа Гитлера Германия впервые официально выпускает его "Майн кампф", видимо, исходя исключительно из этих соображений. Полагает, что общество уже достаточно для этого созрело. И тоже проявляет какую-то отеческую заботу о нем.
Полмиллиона евро власти ФРГ отсчитали на это "исследование национал-социализма". Все по правилам той же "пьяной" педагогики. Для начала чуть-чуть: тираж всего пять тысяч экземпляров. И в сильно разбавленном виде. Это два тома, где он – слово, а они ему – сто. На каждый тезис фюрера – обширные антитезисы. И так строчка за строчкой. Две тысячи страниц. "Майн кампф" с комментариями. Еще бы с картинками. В общем, налить и поговорить о вреде алкоголя. Это у них называется "дезавуирование основ фашизма". Хотя для этого хватило бы и переиздания, скажем, протоколов Нюрнбергского процесса. Но на них особо не раскроешься. Все предельно ясно. А здесь широкое поле аналитической деятельности – есть над чем поработать.
Сами авторы проекта считают сочинение Гитлера "неряшливым, даже хаотичным собранием ужасов", "злой и подстрекательской книгой". Потому и взялись за нее, чтобы доказать это порядком своих мыслей. Это, как они уверяют, серьезная научная работа. Но с расчетом на широкую публику. В том числе и на школьников. Как говорят сами исследователи, "проникая в механизмы аргументации фюрера, можно понять, как обезопасить нынешнее и будущее поколения от подобных диктаторских режимов". Если и их комментарии написаны таким же слогом, то обезопасить будущее поколение они смогут лишь от чтения.
В механизмы никто проникать не будет. Запомнят лозунги. Ведь все это еще надо объяснять. А "Майн кампф" уже нет. Это бренд. И его опять официально вводят в обращение. И вроде бы одно название. Но его вполне хватит, чтобы напомнить, как все начиналось, а не чем закончилось. И не то чтобы у общества был на это запрос. В ФРГ нет культа Гитлера. Но уже появляется культура. "Он снова здесь" – это еще смешно, поскольку комедия по книге Тимура Вермеса. Но первые капли алкоголя тоже веселят. А потом могут быть варианты. Все зависит от устойчивости организма. Свой, видимо, немцы находят достаточно крепким. Но от читателей до почитателей одна приставка. А их здесь уже миллион. И беженцы продолжают приставать. Издатели не говорят, задумали они свое исследование до миграционного кризиса или специально под него. Но, судя по тому, как Германия его переносит, на некоторые предложения из этой книги может появиться спрос. И это будет совсем не то, что они думают.