Боевики террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в России) обстреляли ракетами базу на севере Ирака, где размещаются турецкие военные. В результате были ранены четверо турецких солдат, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на официальных представителей Турции.
Как передает агентство со ссылкой на представителя курдских сил Джаббара Явара, ракетный обстрел является частью более широкого наступления боевиков ИГ на позиции курдов к северу от города Мосул.
Турция уже нанесла ответные удары. Премьер-министр страны Ахмет Давутоглу заявил, что данный инцидент доказывает необходимость турецкого военного присутствия в этой стране.
Вполне возможно, что нападение на военную базу было спланированной акцией Анкары, полагает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, политолог Семен Багдасаров.
"По сути, тут речь идет о Мосуле – кто возьмет Мосул и выбьет оттуда "Исламское государство". И турки хотели, чтобы Мосул контролировали они. Ну, на худой конец, совместно с отрядами пешмерга Иракского Курдистана. Точнее, Демократической партии Иракского Курдистана, которую контролирует Масуд Барзани, и с которым они поддерживают, в общем-то, хорошие отношения. Поэтому в данный момент этот удар, как ни парадоксально, играет на руку турецкому руководству, которое теперь будет оправдывать этим свое присутствие там и увеличение контингента своих войск", – сказал Семен Багдасаров в эфире радио Sputnik.
По его словам, фактически произошла "оккупация территории чужого государства", а Ирак не в силах этому противостоять.
"Управа тут может быть только одна – военная. Но дело в том, что в этом регионе иракская армия практически не присутствует. Реально там находится турецкая армия и пешмерга иракских курдов. И ситуация такая, что Ирак не в состоянии противодействовать турецкой агрессии. На земле иракская армия слаба. Но конфликт назревает, и вопрос лишь времени, когда столкновение между иракскими силами и турками может произойти", – считает политолог.
По его мнению, турецкое военное присутствие в Ираке не обошлось без одобрения со стороны Соединенных Штатов.
"Я думаю, что решение о вводе турецких войск на территорию Ирака согласовано с американцами. В пользу этого говорит и то, что американцы не особенно-то противодействуют. А потом после этого сразу появилась информация, что сначала в Анкаре, а потом в Эрбиле решили собраться США, Турция и Иракский Курдистан и обсудить будущее Ирака. Без Багдада, без центрального правительства. И нетрудно понять, каким они это будущее видят. А несколько месяцев назад один из американских генералов прямо, по-солдатски сказал, что единого Ирака больше нет. Поэтому надо думать о трех государствах – Иракском Курдистане, шиитском государстве в Багдаде и суннитском в Мосуле. Я думаю, что речь идет о реализации вот этого проекта при помощи Турции, тем более, что она вошла сейчас в коалицию, центр которой будет в Эр-Рияде, в Саудовской Аравии. И будет это воплощаться и на территории Ирака, и, боюсь, на территории Сирии тоже", – сказал политолог.
Он отметил, что у этой исламской коалиции заявлена в борьбе с ИГ триединая задача.
"У коалиции задача все-таки воевать с ИГ. И формируются войска специального назначения из военнослужащих тех государств, которые в нее вошли. Второе, чем они будут заниматься – так называемая защита мирного населения. Под такой формулировкой, как правило, скрывается желание свергнуть (президента Сирии) Башара Асада, обвиняя его, что он якобы воюет против мирного населения. И третья задача – уже идеологическое противостояние ИГ. Вот турки и будут осуществлять эту задачу с подконтрольной части Ирака и, думаю, севера Сирии. Там все понимают, что происходит формирование новых границ. И что кому будет принадлежать – это важный вопрос. Отсюда идет активизация, и все заявляют о том, что борются с "Исламским государством"", – заключил Семен Багдасаров.