Автор Татьяна Голованова
Антироссийская политика объединяет. Украина и Турция договариваются о сотрудничестве по всем фронтам. Судя по заявлениям украинского президента Петра Порошенко, страны близки к подписанию соглашения о стратегическом сотрудничестве. Которое затронет и военную сферу. Уже начались переговоры турецкой оборонной компании Aselsan и "Укроборонпрома". Турецкой стороне предложено модернизировать украинскую бронетехнику – танки и бронетранспортеры, а также артиллерию. Планируется сотрудничество и в области разведки. Кроме того, в начале 2016 года запланировано создание стратегического совета на уровне президентов двух стран. Помимо оборонки, Анкара и Киев готовы сотрудничать в сфере энергетики и машиностроения.
Звучит громко, в духе Петра Порошенко. Но сколько в этих заявлениях привычной киевской антироссийской риторики, а сколько реальных планов? О конкретных соглашениях между Турцией и Украиной пока речь не идет, разговор лишь о намерениях и пожеланиях. Причем перспективы их реализации мало зависят от настроений первых лиц. Отстранимся от политики, перейдем к экономическим аспектам. Зачем Турции Украина? Для сбыта продукции и услуг. А зачем Украине Турция? Как и все остальные – для притока денег. Предложить на продажу Киеву особо нечего – он мечтает об инвестициях. Готова ли Анкара эти инвестиции выдавать, когда даже МВФ и ВБ свою помощь Киеву притормозили? Вряд ли.
Экономика и финансы Украины, между тем, в катастрофической ситуации. Риск дефолта сохраняется. В том числе – и в самой близкой перспективе, сразу после 20 декабря. К этому сроку Киев должен вернуть Москве 3 млрд долларов. И Турция Украине здесь – не помощник. Заполнить опустевшие прибрежные гостиницы в Анталье Украина туркам тоже не поможет. Для украинцев отдых в Турции – это роскошь.
В плане покупки товаров продовольственной группы Украина также не сможет даже частично компенсировать потери Турции от приостановки сотрудничества с Россией. В качестве "утешительного приза" Киев, правда, предложил Турции увеличить вдвое поставки ей зерновых и подсолнечного масла. Особенность этого "щедрого" предложения в том, что по обеим позициям на международном рынке сейчас образовался заметный избыток. Поэтому, если Турция согласится, это опять-таки можно будет рассматривать скорее как долгожданную помощь украинской экономике.
Правда, вполне возможно, что Турция и вправду сможет продать Украине свои устаревшие технологии для модернизации украинских танков. А те, что не слишком устаревшие, турки купят у Израиля и перепродадут, но подороже. Восточный базар – он и в 21 веке такой, суровый. В энергетике тоже получается достаточно забавный союз. Поскольку оба государства являются импортерами энергоносителей, они в этой сфере остаются скорее конкурентами, чем потенциальными партнерами. Причем и те, и другие покупают газ у России. Единственным побудительным мотивом объединительных усилий остается то, что и у тех, и у других с Москвой проблемы. На чем еще, кроме этих небогатых исходных данных, строить общую стратегию – загадка. Получается, что в этом партнерстве нет ни долгосрочного экономического, ни даже серьезного краткосрочного денежного интереса. Только голый политический расчет – а на нем далеко не уедешь.