Автор Дмитрий Геер
Картина "Женщины Алжира" кисти Пабло Пикассо, проданная 11 мая 2015 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке не сумела побить рекорд самой дорогой картины в мире – полотна Поля Гогена "Когда ты выйдешь замуж?". 179,3 млн долларов против 300 млн. Однако картина Пикассо все-таки стала первой в другой номинации – самое дорогое полотно в мире, купленное на открытых аукционах.
Произведения искусства становятся с каждым годом все более сильной "валютой". За происходящим на торгах в стенах аукционных домов следят по всему миру, а конечную сумму, за которую уходят полотна, долго обсуждают. Кстати, в 1997 году эта картина Пикассо уже продавалась на аукционе Christie's. Тогда ее оценили в 32 млн долларов. Получается, что 18 лет увеличили стоимость его картины более чем в пять раз. Для самых богатых людей мира именно покупка произведений искусства является наиболее удачным способом бегства от бурь мировых финансовых рынков, заключает директор аукционного дома RussianCoin Алексей Ончуков:
"Идет нестабильность на общемировом рынке. Как мы это видим? Это, например, падение евро относительно швейцарского франка или американского доллара. Они почти сравнялись. В этой ситуации люди, которые имеют излишки денег, предпочитают от них избавиться тем или иным способом. Там сумма денег намного больше, поэтому уже нельзя купить 6-е здание или 25-ю квартиру. Люди хотят иметь что-то более уникальное и интересное. И, естественно, более мобильное. Поэтому очень большой интерес сейчас к произведениям искусства, любым направлениям арт-бизнеса. Это касается и произведений искусства, и нумизматики – всего спектра".
"Игроков в карты" Сезанна купила катарская королевская семья для Национального музея Катара, выложив за них четверть миллиарда долларов. Картину Пикассо "Сон" купил американский миллиардер и коллекционер искусства Стивен Коэн за 155 млн долларов. Он же приобрел полотно "Женщина III" абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга за 137, 5 млн долларов. Все это только подтверждает, что приобретатели такого искусства образуют некий элитный клуб, заключает директор Ассоциации искусствоведов Андрей Толстой:
"Искусство – это единственное, что никогда не дешевеет. Искусство, тем более раскрученные имена, репутация, если они существуют в сложившейся системе ценностей, представляют собой начало, которое не уменьшается в своей значимости, а только растет. Речь идет о тех художниках, которые создали своими именами, своим творчеством целую историю искусства. Нет сомнения в том, что эти вещи будут только дорожать. Они никогда не будут дешеветь".
Но все-таки главными покупателями подобных шедевров остаются самые различные фонды, которые планируют долгосрочные инвестиции, подмечает Алексей Ончуков:
"Это могут быть как пенсионные фонды, у которых задача вложить правильно и хорошо деньги на длительный период времени – 25, 30, 50 лет, так и какие-то частные фонды, которые представляют интересы тех или иных семей и организаций. Они вкладывают, по сути, деньги миллионеров и миллиардеров по всему миру. Цены стали настолько большие, что на мировом рынке покупателями являются чаще всего фонды, а не какие-то конкретные частные люди. Что такое частные фонды? Собрались три друга, которые обладают большими деньгами, и решили, что надо вложить деньги в картины. Каждый из них может купить такую картину отдельно, но если они втроем, то они сделают картинную мини-галерею. И это дает диверсификацию. И в результате они получат реально больше и гарантированней прибыль через какой-то период времени".
А если все-таки за покупкой стоит частное лицо, то оно почти никогда не раскрывается. Причин тому сразу несколько, перечисляет Андрей Толстой:
"Как правило, такие вещи покупаются анонимно, потому что никому не хочется светиться со своими расходами, доходами и своими владениями. Тайна вкладов – как в банках, так и здесь".
Современный рынок искусства уже давно причислен к разряду инвестиционно привлекательных. Про каждое полотно, которое продается на мировых аукционах пусть даже за самые фантастические деньги, можно сразу с уверенностью сказать: дешевле оно уже никогда не будет. Ну а для аукционных домов это всегда еще одна монетка в копилку под названием "уверенность в завтрашнем дне".