Автор Ольга Боброва
Почти на полвека за ним закрепилось неофициальное звание "главный комедиограф России". Но снимал ли он действительно комедии? И да, и нет. В каждой из его лент – переплетение смешного и грустного, веселого и печального. Недаром режиссер говорил: "Я никогда не старался сделать комедию смешной. Я старался сделать ее правдивой. А если при этом еще получалось смешно, то это замечательно".
Эльдар Рязанов начинал как кинодокументалист, причем весьма успешно: снятый им видовой киноочерк о Сахалине даже получил в 1955 году приз на международном Каннском кинофестивале. Но судьба предназначила ему иной путь в кинематографе. Первая же его комедия – новогодняя "Карнавальная ночь" – произвела фурор. Таких праздничных, красивых и в то же время острых картин в то время в СССР не было. Внимание зрителей было неотрывно приковано к задорной девушке Лене, роль которой блистательно исполнила Людмила Гурченко. Так Эльдар Рязанов открыл свою первую звезду. Знаменитостями моментально становились практически все артисты, снимавшиеся у Рязанова, а режиссер отличался удивительным постоянством, приглашая любимых артистов в следующие свои ленты.
Рязанов был, кстати, одним из пионеров "введения" в советский кинематограф знаменитых зарубежных актрис. Он доверил, например, польке Барбаре Брыльской главную роль в самой популярной своей картине "Ирония судьбы, или с легким паром!" Вот уже скоро 40 лет (фильм вышел 1 января 1976 года) эта лента живет рядом с нами.
Почти все картины Рязанова – своеобразные документы эпохи, в них чувствуется пульс реального времени, реальной жизни. А еще – критический взгляд на действительность, ирония и в то же время снисходительность к человеческим слабостям. Наверное, поэтому любимыми жанрами режиссера были трагикомедия и "городская сказка". Когда-то режиссер, словно давая самому себе оценку, сказал:
"Ни за один свой фильм я не краснею. Он может быть более удачным, менее удачным, один "попал во время", другой нет. Практически все – дети мои. Они зачаты в любви, я их люблю, но у них разная судьба. Одни, как "Ирония судьбы", "Берегись автомобиля", "Карнавальная ночь", "Служебный роман", "Жестокий романс" – у них просто супер-судьба. Другие, с моей точки зрения, не хуже, но у них "не сложилось" по ряду причин. Все равно они – дети любви".
Талантов Эльдара Рязанова хватило бы на десятерых. Знаменитый режиссер состоялся и как писатель, поэт, драматург, сценарист, актер, телеведущий. За цикл телепрограмм о жизни французских кинозвезд он был удостоен высшей государственной награды Франции – ордена Почетного легиона. Эльдар Рязанов – призер международных фестивалей в Мадриде, Дели, Брюсселе, а список отечественных наград и премий мог бы вскружить голову кому угодно, но не ему. Популярность не мешала Эльдару Рязанову быть простым в общении, естественным, скромным. Кажется невероятным, но даже в зрелом возрасте в нем чувствовалась какая-то детскость и поэтичность души. Общеизвестно, что всю жизнь Эльдар Рязанов писал стихи. Поэзией и музыкой наполнены почти все его фильмы. Причем, многие звучащие в них песни написаны на стихи самого режиссера, о чем, порой, ни композиторы, ни зрители сначала даже не догадывались. Из музыки родилась и одна из последних лент мастера – "Андерсен. Жизнь без любви". Это не экранизация произведений датского сказочника, а размышления режиссера о художнике вообще, несомненны и мотивы собственной судьбы режиссера. Пожалуй, это самый "личный" фильм Рязанова, который словно проверяет способность зрителя быть чутким и отзывчивым. Ну а о самом Рязанове тоже был снят фильм, он называется "Музыка жизни".
Чуть прихрамывая, этот человек с простым и добрым лицом шел под зонтом по аллее своего дачного сада к нам, зрителям, чтобы, наконец, поведать о себе и прочитать свои лучшие стихи…