Автор Дмитрий Геер
После критики со стороны политических оппонентов, президент США Барак Обама решил поменять тактику в Сирии. Многие эксперты отмечают, что таким образом он надеется спасти репутацию Америки после неудач сразу по двум направлениям – попытке уничтожить "Исламское государство" и свергнуть Башара Асада.
Пересмотр американской администрацией сирийской политики продиктован страхом Обамы перед тем, что Россия и Иран побеждают в стратегической схватке за решающее влияние в Сирии и Ираке.
Представители Белого дома и Пентагона, выступая в конгрессе, заявили, что для борьбы с ИГ в настоящее время рассматриваются новые варианты военных операций. Среди них – развертывание в Сирии ограниченных контингентов сил специального назначения, переброска в Ирак боевых вертолетов, а также дополнительных систем обнаружения целей передового базирования. Именно они смогут повысить точность и эффективность авиаударов, наносимых силами коалиции. Но необходимо помнить, что все-таки ключевой причиной, которая подтолкнула американцев к этому шагу, стали успехи России в Сирии, отмечает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин:
"Сейчас стали заметны первые успехи, хотя, конечно, должно пройти какое-то время. Но вы должны понимать, что ситуация в Сирии была очень запущенной и поэтому приятно видеть, что сейчас она стала выправляться. Но очевидно, что достигнуто достаточно серьезное преимущество над ИГ в инициативе. Это уже хорошо, потому что противник вынужден перегруппировываться, несет серьезные потери и на отдельных участках отступает".
Пересмотр политики Обамы не означает, что он собирается отказаться от своего обещания избегать наземных военных операций в Сирии. Однако не стоит забывать, какую цель американцы традиционно преследуют в подобных операциях, напоминает президент Фонда реальной политики, эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов:
"То, что американцы так себя ведут, означает именно их тонкую геополитическую игру: затеять большую кровавую схватку и постараться втянуть в нее других. Даже курсант первого курса академии это знает. Тонкая игра этой стратегии прямых действий всегда была свойственна англосаксам. Очень многие прекрасно понимают, что на самом деле США заинтересованы не в быстрой победе над ИГИЛ, а в создании территории управляемого хаоса. За счет этого решается ряд геополитических и геоэкономических проблем, в частности, создается альтернативная инфраструктура для снабжения ЕС американским сжиженным газом. На все это время нужен кровавый управляемый хаос на Ближнем Востоке".
А тут уже следует вспомнить о том, что так называемая "блоковая солидарность" строится на прагматичном подходе и довольно легко разрушается, продолжает эксперт:
"Блоковая солидарность возникает только тогда, когда всем участникам того или иного военного или экономического блока угрожает одинаковая опасность. Если Канада устраняется от этой операции, значит, Канада не видит там своего интереса".
А вот как раз для Обамы интерес растет с каждым днем. Американский президент не смог ни устранить с политической арены Башара Асада, ни добиться победы над ИГ. А тут еще новые критики Обамы, которые считают, что хозяин Овального кабинета не смог ничего сделать для того, чтобы не допустить сближения России и Ирана. Однако есть и те, кто пытаются отойти от подобных политических игр и призывают просто задуматься над тем, что победить ИГ и не допустить новых катастроф на Ближнем Востоке – задача номер один не только для американского президента, но и для всего мира.