Североатлантический альянс накануне провел экстренное заседание для консультаций по ситуации с российским самолетом Су-24, сбитым турецкими ВВС над Сирией.
По итогам внеочередного заседания, на котором Турция проинформировала союзников по НАТО об инциденте с российским самолетом, генсек НАТО Йенс Столтенберг выступил с заявлением от своего имени, призвав к спокойствию и деэскалации.
Он заявил, что ждет дальнейших контактов между Анкарой и Москвой, и отметил необходимость заключения и выполнения договоренностей о предотвращении подобных инцидентов в будущем. Генсек сообщил, что информация об инциденте, полученная от союзников по НАТО, совпадает с представленной Турцией.
Позже во вторник военно-дипломатические источники, знакомые с ходом заседания совета, сообщили, что Столтенберг выступил со своим личными заявлением, поскольку оно не было согласовано со всеми представителями стран-членов НАТО.
Во вторник, 24 ноября, российский самолет Су-24 потерпел крушение в Сирии. Президент России Владимир Путин сообщил, что самолет был сбит ракетой типа "воздух-воздух" с турецкого F-16 над сирийской территорией и упал в Сирии в четырех километрах от границы с Турцией. Российский президент назвал это "ударом в спину" со стороны пособников террористов.
Генштаб ВС РФ заявил, что атакованный Су-24 границу с Турцией не пересекал и это подтверждается данными сирийской противовоздушной обороны. В то время как Турция утверждает, что российский самолет вошел в ее воздушной пространство.
Член Комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов считает произошедшее с российским Су-24 беспрецедентным случаем. На что Россия уже дала дипломатический ответ, отметил он.
"Дипломатический ответ уже дан выступлением нашего президента, которое было выдержано в беспрецедентно жестких тонах. Это говорит о том, что повод тоже беспрецедентный. На мой взгляд, то, что сделали турки, а по-моему тут невозможно ошибиться, это была демонстрация силы, это был демонстративный акт, самолет сбили совершенно показательно. Говорить о том, что там было какое-то нарушение – просто смешно. А даже если оно и было, как говорят специалисты, оно исчисляется секундами. Тем более, все прекрасно знают, что идет война прямо у границы. Это же не в Австралии появился наш самолет, где у всех бы, наверное, глаза полезли на лоб. Если это происходит на границе Сирии и Турции, то понятно, что реакция должна быть совершенно иной", – сказал Олег Морозов в эфире радио Sputnik.
По его мнению, своими действиями Турция все больше накаляет и так непростую ситуацию на Ближнем Востоке.
"Турция, по сути, перешла в стан ИГИЛ и сделала это публично. Наша реакция должна быть адекватна этому. Мы имеем сегодня дело со страной, которая занимает враждебную, недружественную позицию в отношении России. Причем в то время, когда мы ведем военные действия в Сирии по приглашению ее законно избранного президента. Надо понимать, что в современном мире, тем более, в зоне, где ведется военная операция, никто не будет миндальничать, если ситуация выйдет из-под контроля. А турецкая сторона сделала максимум шагов для того, чтобы ситуация действительно вышла из-под контроля. Но здесь нам нужно проявить сдержанность. Стиснуть зубы и искать максимально бескровный выход из этой очень непростой ситуации", – сказал сенатор.
Он считает, что Турция при этом поставила НАТО, членом которого является, в очень непростую ситуацию. И альянсу будет трудно решить, как реагировать на этот инцидент.
"Турки, по сути, ставят в совершенно идиотское положение своих партнеров по НАТО. Что делать натовцам в данной ситуации? Поддержать турок? Но это значит: публично сказать – мы за ИГИЛ. Я думаю, ни у кого не повернется язык это сказать. Не поддержать турок? Но они, вроде, их союзники по НАТО. То есть НАТО сейчас стоит в очень неприятной для себя позе и не очень понимает, как себя вести", – заключил Олег Морозов.