Автор Михаил Шейнкман
Как провожают пароходы – совсем не так, как поезда.
Тут забываешь все невзгоды. Опять вода, одна вода.
России снова, как бывало, Олланд суда продать готов.
Начать он хочет все сначала. И чтобы все без дураков.
Без них – так это же прекрасно! Придется, правда, подождать.
Год-полтора и станет ясно: Олланд не сможет помешать.
Хочешь – верфь, не хочешь – не верфь. Франсуа Олланд на капитанском мостике одного из двух вертолетоносцев вдруг снова увидел на горизонте Россию. Наверное, потому что на этом "Мистрале" по-прежнему красуется "Владивосток". Не читал президент нашего "Капитана Врунгеля", а то бы знал: "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Не важно, что эта – в Египет. Ее продать – продали, а переименовать забыли. Чтобы гость не чувствовал себя не в своей тарелке, к его приезду русские буквы прикрыли. Но русский дух – это же не французские обязательства. Так быстро не выветривается. Им, видимо, и навеяло.
Олланд объявил, что опять хочет продать Москве корабли. У нас в советские времена так грустно шутили про Париж. Мол, опять туда хочется. Не потому что уже был, а потому что уже хотелось. Тем не менее, Олланд прибыл в Сен-Назер, чтобы лично сказать многострадальным плавсредствам свое последнее "прощай". А получилось "и снова здравствуй". "Отношения с Россией, согласившейся расторгнуть договор, наладились. И я даже думаю, что мы дойдем до партнерства по новым судам", – цитирует Ассошиэйтед Пресс хозяина Елисейского дворца. По военным судам или гражданским, он не уточнил. Но точно не по международным, коль один раз уже обошлось.
Удачно перепродав плавучие махины Каиру, по сути, за те же деньги, Олланд явно приободрился. Отпустило. А то ходил, как тот самый "Мистраль" стоял – словно в воду опущенный. Впрочем, и его пророссийские обещания подобны вертолетоносцам. Они тоже пустые, хотя и вполне уместные. В буквальном смысле – слова на ветер. Но президент должен был это сказать местной публике. Это же Сен-Назер. Сплошь и рядом – корабельные доки. Знают все. И ничего не забудут. А ему еще и здесь переизбираться. Во всяком случае, незначительный рейтинг пока не заставил его пересмотреть свои планы на второй срок.
Поэтому и на палубе "Владивостока" Олланд попытался выдать свое малодушие за предусмотрительность. Вновь объяснил срыв контракта с Россией соображениями безопасности. Наверное, пропустил момент, когда Национальное собрание Франции официально признало причиной расторжения сделки с Москвой беспрецедентное давление союзников по НАТО, а не собственно государственную целесообразность. Она, как выяснилось, не только была да сплыла, но и пролетела. После истории с "Мистралями" Индия заморозила многомиллиардный контракт с Парижем на приобретение истребителей "Рафаль".
Иначе говоря, "эй, моряк, ты слишком долго плавал". "Морского волка", однако, из Олланда не получилось. Но он пробует быть хотя бы "лисой" и хитрит с перспективой. Впрочем, в том, что касается корабельных дел с Россией, прав Олланд – они возможны. Кажется только, во Франции что-то должно поменяться. Может быть, президент?