Совет безопасности Нидерландов 13 октября представил окончательный доклад по причинам крушения малайзийского Boeing МН17 на Украине летом прошлого года. Некоторые выводы голландских экспертов совпали с версией, которую в тот же день представил российский концерн ПВО "Алмаз-Антей", являющийся производителем систем "Бук": Boeing МН17 был сбит ракетой ЗРК "Бук" 9М38.
Российские эксперты на основе нескольких экспериментов доказали, что ракета была запущена с территории, которую на тот момент контролировали украинские силовики. В докладе же Нидерландов точное месторасположение ЗРК не указывается. Там говорится, что ракета была запущена с площади в 320 квадратных километров на востоке Украины.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что доклад Совета безопасности Нидерландов по катастрофе Boeing на Украине нельзя назвать объективным, поскольку российская сторона не была задействована в расследовании.
Пассажирский Boeing 777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля прошлого года в Донецкой области. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту.
Эксперт-международник, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрий Офицеров-Бельский обращает внимание на то, санкции против России были введены именно после катастрофы малайзийского Boeing.
"Тут вопрос стоит таким образом – когда-то, причем, не после Крыма, не после сообщений о якобы присутствии российских войск на Донбассе, а именно после того, как упал Boeing, были введены санкции против России. Сейчас цена вопроса – это продление или отмена антироссийских санкций. Если Россия в "деле Boeing" окажется совершенно невиновной, то возникает вопрос – каким образом и кто принимал решение о введении санкций без достаточно серьезных на то оснований? В этом деле достаточно причин, почему его либо превратят в инструмент торга, либо попытаются просто "спустить дело на тормозах"", – сказал Дмитрий Офицеров-Бельский в эфире радио Sputnik.
В целом он считает выводы голландских специалистов по крушению Boeing неполными.
"В какой-то мере этот доклад был сделан "для галочки", все равно какие-то следственные действия надо было произвести. На самом деле выводы голландцев – достаточно половинчатые, ожидалось несколько большее. Исходя из выводов, которые есть на сегодня, можно развернуть расследование двояким образом. Голландцы указали очень большое место возможного запуска ракеты – 320 квадратных километров. Из чего следует что этот "Бук" мог быть запущен и с территории, которая контролировалась ополченцами, и с территории, которая контролировалась армией Украины", – считает эксперт.
По его мнению, из доклада голландцев можно сделать достаточно интересный вывод.
"Тут возникает еще один интересный вывод, который можно сделать из доклада голландцев. Либо это была случайная ошибка ополченцев, это первый вариант. А второй – это был едва ли не намеренный поступок украинских военных. Скажем, ополченцы могли сбить по случайности, приняв самолет за транспортник ВВС Украины. А вот, если пуск был со стороны украинских военных, то по какой цели? Ведь у ополченцев не было самолетов", – отметил эксперт.
Он считает, что Нидерланды сознательно не хотят прислушиваться к российским данным, в том числе к выводам концерна "Алмаз-Антей".
"Они этого не сделали и не сделают потому, что в подобном случае должны были бы наладить сотрудничество с концерном. А они же не собираются сотрудничать с российской стороной. Если начнут, то на определенном моменте может возникнуть такая политическая обстановка, и выводы будут с такими политическими последствиями, когда от российского участия в этом вопросе как бы ни хотелось отказаться, но будет уже сложно", – заключил Дмитрий Офицеров-Бельский.