Автор Ася Гром
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников стали первыми в России и СССР объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Изначально речь шла о том, чтобы в перечень были включены отдельные памятники. Однако в ходе обсуждения стало понятно: надо говорить об универсальной ценности культурного и природного ландшафта Большого Санкт-Петербурга, сформированного в исторически короткий срок гигантскими усилиями Российского государства. И эта универсальная ценность превосходит ценность составных частей.
Кстати, этот объект стал одним из первых случаев за всю историю ЮНЕСКО, когда статус памятника получил огромный культурно-природный ландшафт, на котором не только проживают сотни тысяч людей, но и ведется активное хозяйство. Помимо центра Санкт-Петербурга сюда вошли объекты, которые на первый взгляд не очень и связаны с Северной столицей и ее пригородами. К их числу, например, относятся древнерусская Ореховская крепость на Ладоге и Линдуловская роща. Необходимо помнить о том, что пригородные зоны включают в себя не только дворцово-парковые комплексы, но и природные ландшафты, а также памятники промышленной, фортификационной и усадебной архитектуры. Говорит заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов:
"Наше сотрудничество с ЮНЕСКО и наши контакты с комитетом Всемирного наследия – они сосредоточены на наших объектах. Санкт- Петербург, его исторический центр и связанная с ним группа памятников — так называется наша номинация. Недавно завершилась работа по уточнению состава границ этой номинации. И предстоит довольно большая работа по составлению плана управления и по приведению этого объекта в нормальное состояние".
Одним из наиболее знаменитых и популярных памятников в этом списке уже не одно десятилетие остается Петергоф. Он был основан Петром I в самом начале 18-го столетия и должен был стать самой роскошной летней резиденцией царей. В Петергофе решено было повторить роскошь самых знаменитых королевских резиденций Европы и одновременно сделать его памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И всем этим замыслам, а также и другим замыслам, суждено было осуществиться, заключает директор музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая:
"Особенность Петергофа в том, что он в какой-то степени объединяет всю русскую историю от петровского времени до Октябрьского переворота. И дает возможность разумному зрителю осознать особенности каждого царствования, личные пристрастия каждого императора. И в этом заключается культурный срез каждой эпохи. Потому что здесь в Петергофе на вольном просторе каждый воплотился как смог и как сумел. И, наверное, гений Петра, он все это оценил, потому что мало людей на свете, которым так везет, как повезло Петру: увидеть определенное место дивной красоты, задумать его будущее, разглядеть его сквозь магический кристалл времени и создать то, что хочешь и то, о чем мечтаешь.
Петергоф – это не только часть архитектурных сокровищ Санкт-Петербурга, но и современный музей, в котором делают все, чтобы привлечь туристов и сделать посещение незабываемым, продолжает Елена Кальницкая:
"Петергоф имеет статус чуда России, это – самый посещаемый музей России. И мы никоим образом не хотим сравнивать свои возможности с возможностями других музеев, потому что у нас есть Эрмитаж, у нас Русский музей, у нас есть Третьяковская галерея. Петергоф – это летняя резиденция, которая абсолютна неповторима.
Посетить и посмотреть все, что есть сегодня в этом дворцово-парковом ансамбле, за один день просто невозможно. Девять парков, четыре из которых граничат с Финским заливом, четыре каскада и 176 фонтанов, Большой дворец, дворец Коттедж, дворцы Марли и Монплезир, Екатерининский корпус, павильон Эрмитаж, Оранжерейный и Менажерийный сады, сады Венеры и Бахуса. Для того, чтобы увидеть все это, в Петергоф надо приезжать много и много раз. Ну а чтобы изучить богатейшую коллекцию русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства с 18 века до начала 20-го может быть и целой жизни мало.