Автор Ася Гром
В современной Восточной Европе идея уничтожения всего, что связано с советским периодом истории, далеко не всегда находит сторонников. Многие наоборот призывают помнить о том, какую роль сыграли советские воины, освобождая мир от фашизма. А если помнить, то, значит, и чтить память на самом высоком уровне.
Знаменитый "Алеша" в болгарском Пловдиве успел узнать, что такое охлаждение в российско-болгарских отношениях. Пришедшие в тот момент к власти политики не скрывали, что пытаются заработать очки на развернутой антирусской кампании. Конечно же, всемирно известный памятник оказался весьма удобной мишенью. Монумент обливали краской, а градоначальник Пловдива Спас Гырневски дошел до того, что объявил "Алешу" своим личным врагом. Но когда в 1996 году горсовет решил демонтировать монумент, многие выступили в защиту "Алеши". Сами горожане организовали вокруг "Алеши" круглосуточное патрулирование. В Пловдиве чуть ли не каждый день проходили демонстрации в защиту памятника. Был организован сбор средств для выкупа муниципальной земли, где располагался монумент. В итоге власти отступили: Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является культурно-историческим достоянием и не может быть снесен. Теперь "Алеша" уже готовится отмечать свое шестидесятилетие, а болгары доказали, что память о советских солдатах неистребима. Подобное отношение к памятникам отличает и другие восточноевропейские страны, продолжает специалист по истории стран Центральной Европы и проблемам Евросоюза Вадим Трухачев:
"Чехи и словаки не занимаются вандализмом, не занимаются сносом памятников. Осквернение памятников и могил, в отличие от Польши и Прибалтики, там не поставлено на конвейер, не поставлено на поток. Это не значит, что отношение к войне однозначное. Достаточно сказать, что первая Словацкая республика, от которой современная Словакия открещивается, она была союзницей Гитлера. Ну а Чехия очень болезненно относится к эпохе социализма. В свое время, когда у власти был Вацлав Гавел, стоял вопрос о том, чтобы снести памятник маршалу Коневу, стоящий в Праге. Периодически к этой теме возвращались, но сама чешская общественность говорила о том, что нельзя сносить памятник освободителю города. Ну и два последующих президента – Вацлав Клаус и Милош Земан – всячески подчеркивали, что итоги двух мировых войн пересматривать нельзя, и постоянно возлагали цветы к памятнику Коневу".
Эти памятники не просто остаются на своих исторических местах, но и реставрируются, поддерживаются в надлежащем состоянии. Иными словами, народы умеют отделять тяжелые периоды истории от собственной исторической памяти, заключает Вадим Трухачев:
"На Ольшанском кладбище есть целый участок, где похоронены советские воины – там около 500 захоронений. Все содержится в надлежащем состоянии. Недавно в Брно отремонтировали памятник воину-освободителю и вернули его на место. Как бы неоднозначно ни относились к прошлому чехи и словаки, как бы они ни ругались на эпоху социализма, таким кощунством, как сражение с памятниками, они не занимаются".
Сохраняются памятники и в Германии, где существует примерно пять с половиной тысяч захоронений советских солдат. Все расходы по сохранению памятников немецкая сторона полностью возложила на себя. Причины подобного отношения заложены очень давно, считает правозащитник Дмитрий Линтер:
"Глубокие отношения связывают русскую цивилизацию и немцев. Плюс ко всему прочему, нации сформировались давно, имеют определенные ценности и напрямую не граничат. Когда Россия граничила с Пруссией, то конфликты были постоянно. Это была ситуация, при которой приходилось все время воевать за пространство. Тогда тоже уничтожались памятники. Сейчас нет прямого пограничного цивилизационного конфликта".
Общее же, что объединяет сегодня все эти страны – это стремление сохранить историю, заложить уважение к тем, кто погиб за свободную Европу. Конечно, желающие сделать виновными во всем памятники, будут появляться и в будущем. Однако каждый народ сам выбирает: принять участие в подобных акциях или сделать все, чтобы остановить вандалов.