Автор Аркадий Мухин
За прогнозами по нефтяному рынку теперь лучше обращаться к политологам, а не к экономистам. Нынешнюю динамику нефтяных цен все труднее объяснять лишь рыночными факторами. Тем более в ситуации, когда спрос растет, а цена все равно снижается.
Коронная формула российских и прочих либералов о том, что все процессы в экономике регулируются рыночными силами и механизмами, которые нужно считать чуть ли не сакральной категорией, вновь поставлена под сомнение. Нынешняя тряска на нефтяном рынке, как правило, объясняется замедлением роста китайской экономики, который привел к понижению спроса КНР на ресурсы, а также другими сугубо объективными факторами. В результате многие страны столкнулись с нестабильностью курсов национальных валют, рецессией и прочими кризисными "прелестями".
Впрочем, есть подозрение, что относиться к нынешнему негативному экономическому тренду нужно не как к какой-то неуправляемой стихии, а как к продуманному сценарию. В последнее время популярную некогда версию о том, что за обрушением нефтяного рынка стоят США, практически списали со счетов. Дескать, не мог Вашингтон ради того, чтобы насолить Москве, которая частично зависит от нефти, поступиться собственными интересами и интересами партнеров, таких как Саудовская Аравия. Дескать, им, как нефтедобытчикам, выгодна именно высокая цена на "черное золото". Но не все так однозначно. При ближайшем рассмотрении в падении цен на нефть можно усмотреть прямой интерес как США, так и Саудовской Аравии. Подобные предположения опять становятся обсуждаемыми.
Вашингтон мог настолько увлечься попытками наказать Россию, что стал действовать в ущерб собственным экономическим интересам, укрепляя доллар, что и привело к падению цен на нефть. А Эр-Рияд, в свою очередь, мог быть заинтересован в срыве сланцевой революции в США, дабы не потерять перспективнейшие рынки. А революция эта просто невозможна при "неинтересной" цене на нефть: себестоимость добычи высокая. Конечно, эта версия устраивает не всех, поскольку США контролируют глобальный рынок, в том числе биржевые торги. Но то, что эти версии вновь и вполне всерьез обсуждаются экономистами, не добавляет авторитета страстным сторонникам рыночной теории.