Автор Дмитрий Геер
Новое оружие и Третья мировая война — эти темы время от времени оказываются в числе самых обсуждаемых. Однако сегодня мало кто считает, что мир стоит на пороге подобной катастрофы. А потому никто и не старается строить даже самых отдаленных прогнозов на тему: кто ее развяжет, а кто победит. Возможно, это связано с тем, что подавляющее большинство уже знает точно: победителей не будет.
О том, что может произойти с планетой и ее обитателями в случае Третьей мировой войны, снято уже так много фильмов, что каждый человек успел запомнить, что его ждет в случае подобного поворота истории. Понятно, что человечество не вымрет от этих ударов, однако ему придется вернуться на много веков назад и заново пройти путь, который уже прошли его предки. Мало кому в современном мире подобная перспектива будет интересна, считает руководитель проекта "Футура.ру" Сергей Москалев:
"Если, не дай Бог, такая война произойдет, то, по подсчетам, в результате этого оружия наступает ядерная зима, когда слой пепла, сажи закрывает Землю от Солнца, температура понижается до минус 50 градусов. Я думаю, что это скатывание на несколько столетий назад, потому что вся структура будет разрушена. Все, к чему мы привыкли — использовать электронные устройства — это все продукты сложных технологий. Редкоземельные металлы, из которых делаются некоторые важные части современных устройств — все это будет потеряно. И восстанавливать это столетиями нужно будет. До уровня горна, наковальни, топора, сохи и плуга можно дойти. В принципе, есть такие народы, которые живут в таком состоянии несколько столетий. Для них, может быть, это не так страшно. Но для современной цивилизации придется начинать все сначала. Но это нереальный сценарий. Конечно, нельзя оставлять какие-то доли процента. Но, впрочем, бывают и случайности. Случайно сработали ракеты, случайно сработала система оповещения начала атомной войны — была такая ситуация. Она чуть не случилась по техническому недоразумению".
От глобальной военной катастрофы мир сдерживает еще одно знание — это информация о том, что у потенциального противника есть, чем ответить. В результате две страны, которые эксперты называют в качестве возможных участников, вынуждены куда больше времени и сил уделять именно тем технологиям, которые будут постоянно напоминать о невозможности уйти от возмездия. Говорит директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:
"Предпосылок для Третьей мировой войны сейчас не так уж и много. Во-первых, потому что ключевой механизм сдерживания — это принцип ответного удара — он до сих пор продолжает действовать. Абсолютно очевидно, что две крупнейшие ядерные державы — США и Россия — обладают сейчас возможностью ответного удара. Ни у одной из стран нет способов нейтрализовать этот ответный удар. Таким образом, две ключевые державы понимают, что и одна, и вторая имеют ресурсы для нанесения непоправимого ущерба, катастрофичного ущерба другой стране. С точки зрения глобальной ядерной Третьей мировой войны ситуация маловероятна. Но одновременно, поскольку развиваются технологии нанесения удара высокоточным оружием и тактическим ядерным оружием, учитывая в целом увеличение зон нестабильности в мире, а особенно на Ближнем Востоке, локальный конфликт с применением ядерного оружия достаточно вероятен".
С тем, что на сегодняшней планете есть только две супердержавы, согласны и другие эксперты. Важную роль играет и сам фактор наличия ядерного оружия, приводит в пример мнение 71-го премьер-министра Великобритании Сергей Москалев:
"Что касается Третьей мировой войны, то есть только две страны, которые могут ее начать и в ней участвовать. Это Россия и США. Но мне кажется, как в свое время сказала Маргарет Тэтчер, мы должны благодарить атомное оружие за то, что на территории Европы после окончания Второй мировой войны не было серьезного глобального конфликта. Потому что люди, опасаясь использования атомного оружия, в такие войны уже не играют. Поэтому Третья мировая война зависит от воли руководства Америки и России, но мы пока видим здравомыслящих людей, которые лучше нас понимают, к чему это все может привести".
Вместе с тем, не стоит думать, что подобная позиция сегодня остается единственной в мире. Опасения по поводу возможностей джихадистов заполучить и использовать атомную бомбу высказываются все чаще. А значит, этот фактор нужно постоянно учитывать и следить за всеми событиями вокруг боевиков "Исламского государства", подмечает Григорий Добромелов:
"Исламское государство" уже, как стало известно в последнее время, обладает некоторыми запасами химического оружия, пусть пока достаточно ограниченного и не настолько мощного, как другие крупные державы. Но вероятность того, что рано или поздно в руки ИГ может попасть ядерное оружие, нельзя исключать. Таким образом, на Ближнем Востоке вполне возможно может разразиться конфликт, который бы имел последствия, в том числе, и с точки зрения применения тактического ядерного оружия. Но в любом случае, с моей точки зрения, это будет не мировой конфликт, а локальный, возможно, с участием крупнейших мировых держав".
Но рассчитывать на то, что локальным конфликтом дело ограничится, тоже несколько опасно. Ведь в современном мире все события слишком сильно взаимосвязаны, а втягивание крупных держав в пускай даже небольшой и, как кажется на первый взгляд, незначительный конфликт — далеко не всегда приводит к его ликвидации. Поэтому весь мир должен постоянно следить за самыми незначительными точками напряженности.