Автор Дмитрий Геер
Ее жизнь сама по себе стала самым настоящим триумфом воли. С самого раннего детства Лени Рифеншталь отличалась упорством, честолюбием и поражающим "железным" характером. Она ставила себе цели и добивалась всего, что было намечено.
Тот факт, что именно она стала снимать фильм об Олимпийских играх в Германии, мало кого удивил: в начале тридцатых она была, что называется, "народным режиссером". Работа над "Олимпией" началась еще за год до Олимпиады, а закончить фильм удалось только в 1938 году. Несмотря на прошедшие годы, фильм и сейчас входит во все списки лучших мировых лент. В этой работе Рифеншталь довела до совершенства приемы, которыми пользовались многие в мире, отмечает кинокритик Кирилл Разлогов:
"Интересно отметить, что у Рифеншталь была конкурентка в немецком кино того времени – Марлен Дитрих, героини которой отличались повышенной сексуальностью. А Лени Рифеншталь воспевала человеческое тело, как бы безотносительно к сексу. И в этом смысле работала в том же ключе, в котором работало советское кино того времени. И каждый раз, когда обращались к теме, связанной с Олимпиадой, такое общечеловеческое звучание было не менее, а порой и более важным, нежели звучание конъюнктурное, которое довольно быстро забывалось".
Рифеншталь была увлечена своей работой: придумывала, что нужно сделать, чтобы получить идеальные кадры. Например, снимая прыгунов с шестом, она вырыла ямы прямо на поле, чтобы можно было показать прыгунов на фоне неба. Именно она, снимая планы стадиона и спортивных состязаний, решила использовать дирижабли и воздушные шары, куда прикреплялись маленькие камеры. В итоге на экраны вышел настоящий гимн совершенству человеческого тела, где воспевалось каждое движение, каждая линия или изгиб. Однако, несмотря на то, что за всем этим стояла пропаганда здорового тела и образа жизни, фильмы были слишком далеки от массового зрителя. А значит, говорить о том, что именно Лени Рифеншталь была главным киноидеологом нацизма, все-таки ошибочно, уверен научный сотрудник Российского института стратегических исследований, историк Третьего рейха Константин Залесский:
"Фильмы Лени Рифеншталь – у нас принято считать, что они сыграли важную роль в пропаганде нацизма. Это, естественно, фильмы гениальные. Лени Рифеншталь была гениальным режиссером. Фильм она сняла на очень высоком уровне, пользовалась поддержкой Гитлера, получила карт-бланш на эти съемки. И "Олимпия" признана во всем мире, получила награду на Олимпийском уровне. Но, несмотря на свой высокий уровень, а может быть, из-за своего высокого уровня, эти фильмы остались все-таки элитарными. Они тяжелы для восприятия широкого зрителя. Эти фильмы сыграли большую роль для пропаганды нацизма в Европе, для создания респектабельного образа германского нацизма в Европе".
Было отснято 400 километров пленки. Чтобы отсмотреть весь подготовленный материал понадобилось 10 недель, а на монтаж фильма ушло два года. В итоге режиссер показала всему миру, как выглядит красота человеческого тела и как оно преображается в спорте. Говорит кинокритик Кирилл Разлогов:
"В конечном итоге идеи силы, ловкости, физического совершенства одерживали победу и оказывались вневременными ценностями. И именно в этом плане "Олимпия" Лени Рифеншталь должна рассматриваться не столько как пропагандистское произведение, а как произведение, в котором она отстаивала свою идею, свое представление о красоте человеческого тела, о силе, мощи его, о физическом совершенстве. В этом плане продолжая древнегреческую идею".
Кстати, впоследствии к ней обращался Геббельс и предлагал снять несколько фильмов. Но Лени Рифеншталь нашла в себе силы отказать ему.