Автор Михаил Шейнкман
Елизавета Вторая, как говорят ее приближенные, в бешенстве. И это, похоже, еще не все эмоции, которые ей на склоне лет предстоит пережить. Букингемский дворец затеял расследование по факту "утечки" в СМИ частного семейного видео. А это значит, что королева еще не раз предстанет перед обывателями с беспечно вскинутой вверх рукой. Издание The Sun, спустя 80 лет, передало ее приветствие из прошлого. В черно-белом изображении, примерно 1934 года, семилетняя Лиза вместе с будущей королевой-матерью, младшей сестренкой Маргарет и дядей Эдуардом поочередно упражняются в "зиге".
Из всех запечатленных на пленке сегодня в живых только Елизавета II. Поэтому ей и краснеть. Хотя пока больше от злости. Двор пытается переключить внимание на непозволительность такого обращения с королевским архивом. Он же, как репутация монарха, неприкосновенен. Но кто-то все же покусился на незыблемость. И страна опешила. Она привыкла умиляться, глядя на фото августейших особ в нежном возрасте. А ей – воспитание жестокости у женщин и детей. Пусть, принцесса на видео уже не новорожденная. Но как личность она тоже словно заново родилась. Конечно, еще ребенок. Но выходит, что плоды королевского просвещения были не без червоточинки.
Во время фотосессии юным созданиям вполне могли пообещать, что сейчас отсюда вылетит птичка. А не злобный дядька с черным пушком под носом. Но в той Британии даже взрослые находили его забавным и полезным. Многие пришли в себя лишь с бомбардировками Лондона. Но не Эдуард Восьмой. В Букингемском дворце не любят вспоминать, как родственник нынешней королевы слал поздравительные телеграммы фюреру, встречался с ним. И даже косвенно побуждал Германию бомбить Англию, чтобы приблизить ее капитуляцию. Так что, может быть, маленькая Лиза и показывала в объектив, каким будет ее величество, когда вырастет. Однако присутствие дяди в кадре и это выражение делает двусмысленным.
Хотя племянница не в него пошла. Во время войны была волонтером, получила права военного водителя. Но кто теперь поручится, что где-то глубоко внутри это у них – не семейное. Ведь и королева-мать "Майн Кампф" почитывала, называла книгой, полной демагогии, но весьма интересной. И супруг Елизаветы Второй Филипп Эдинбургский не просто был с детства вовлечен в нацистскую атмосферу, но и открыто симпатизировал фюреру. Уже взрослым признавал, что ему импонировало желание Гитлера "восстановить мощь и престиж Германии". Все это еще не падение дома Виндзоров, но уже их шкафа со спрятанными в него скелетами. Пусть монархия в Британии символическая, но она, как флаг, не терпит пятен. Тем более, коричневых.
Продолжит замдиректора Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
– Ощущение такое, что Европа совестливо отвела от видео глаза, а Англия хоть и покраснела, но неизвестно от чего: от стыда за королевскую семью или от того, что монарший архив оказался вскрыт. Тот, кто "слил" его, на какую реакцию рассчитывал?
– Я думаю, что он рассчитывал на возмущение, негодование. Тем более что английское общество – это не общество, пропитанное монархизмом. Даже люди, которые общаются с королевской семьей и работают с ней очень плотно, все равно придерживаются весьма своеобразного мнения по отношению к королевской семье. Надо сказать, что и эта история достаточно бессмысленна. Ну, маленькая девочка. В монархической семье. В условиях, когда Европу в начале 30-х годов захлестывает восхищение гитлеровским режимом. Естественно, что об этом говорят взрослые, и что ребенок это повторяет.
– Насколько такие откровения для Британии принципиальны? Здесь же по-прежнему говорят, что еще далеко не вся правда об отношениях двора с нацистами известна.
– Это дискредитация королевской семьи, по сути. Потому что маленькая девочка мало что могла понимать в этой истории. И сейчас уже пожилая королева может сказать, что "я была ребенком, а кто из нас не делал глупости в раннем детстве". И все. И с нее взятки гладки. Но не с королевской семьи, потому что это характеризует ее настроения, ее идеалы, ее ориентацию. И это, конечно, довольно серьезная дискредитация.
Не исключено, что автор "дворцового переворота" даже не думал подвергнуть сомнению моральный авторитет монархии. Но использовать его как пример для подражания, почему бы и нет. Возможно, королеву поймали за руку, чтобы показать, что это рука того, кого надо рука. Любая убийственная крайность в отношениях, как и нацизм – это всегда исчадие кризиса. А сейчас как раз его время. Архив Виндзоров – это не просто "хоумвидео". Это собрание традиций. История. А значит, и ее урок. Можно жизнь прожить, но так и не уйти от прошлого. Оно настигает. И это уже не про Елизавету. На Украине сейчас детей тоже учат вскидывать руки, в твердой уверенности, что им не придется когда-нибудь этого стыдиться.