Автор Дмитрий Геер
Президент Порошенко пытается расставить все точки над всеми буквами, которые будут использованы в процессе конституционной реформы. В конце июня он выступил с заявлением следующего толка: "реформирование Конституции Украины в рамках децентрализации не имеет никакого отношения к федерализации страны".
Глава государства в очередной раз заявил, что децентрализация не означает ослабления власти в таких вопросах как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение гражданских прав и свобод. По его мнению, все изменения в конституции и близко не относятся к федерализации. А вот решение конституционной комиссии, которую поддержала Венецианская комиссия, о том, что власти нужны полномочия, чтобы держать всю страну под контролем (или как это звучит на Украине "препятствовать сепаратизму на местах") Порошенко не может не нравиться. Однако, как бы ни хотел Порошенко назвать этот процесс по-новому, никаких других определений здесь быть не может, уверен президент Центра социальных и политических исследований "Аспект" Георгий Федоров:
"С моей точки зрения, то, что сейчас происходит на Украине и федерализация Украины – неизбежный процесс. То стремительное ускорение, которое произошло, если приведет не к федерализации, то может очень скоро привести к развалу страны, потому что ситуация экономическая, политическая, культурная находятся в очень серьезном кризисе. То, что касается Донбасса. Я считаю, что та территория, которая сейчас ведет боевые действия, с большим скепсисом относится к украинскому государству. И де-факто эти люди вообще не захотят жить в Украине, потому что очень много потерь, очень много жертв, страданий, горя, гуманитарной катастрофы. Должно пройти большое количество времени, чтобы эти раны начали хоть чуть-чуть заживать. Руководство Донбасса реалистичное и готово вести переговоры о взаимодействии и о прекращении войны в этом регионе".
Однако число недовольных растет и в тех областях, которые Порошенко считает своими по духу и стремлениям, продолжает эксперт:
"Западные регионы уже тоже недовольны политикой Киева. Если и дальше Киев будет таким же слабым и таким жестким с точки зрения своих интересов, не считаясь с особенностями регионов, то Украина может развалиться".
Многие эксперты делают особенный акцент на том факте, что за всем этим законотворчеством стоит желание усилить власть президента. А значит, Украина совсем скоро может узнать, что такое настоящая президентская вертикаль, отмечает член комитета Госдумы по делам СНГ Роберт Шлегель:
"Конечно, формирование вертикали из префектов, из контролирующих органов, которые ориентированы на президента, это, безусловно, не что иное, как создание его вертикали. С другой стороны, возможность на местах выбирать себе органы самоуправления, полностью контролировать бюджет – это позитивный сдвиг в этом направлении".
Вместе с тем, все эти предложения никак не согласуются с положениями Минских договоренностей. А это уже может стать серьезной проблемой, предупреждает Роберт Шлегель:
"Учитывая, что ряд положений, которые должны были бы туда входить, а они не входят, говорить можно, скорее, о том, что этот проект носит имитационный, скорее успокоительный для западной публики характер. Если мы говорим конкретно, то в данном случае пока нет норм "языковое самоопределение", нет норм, которые касаются участия органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в Донецке и Луганске, права на формирование отрядов народной милиции. То есть мы просто говорим о тех нормах, которые должны там быть. Они пока отсутствуют. Если они не войдут в проект, то можно будет говорить о том, что мы имеем дело с невыполнением Минских соглашений – во всяком случае, формально. Но с точки зрения вообще процесса как такового, то это, скорее, шаг вперед, чем нет".
Аналитики приходят к выводу, что изменения в основной закон Украины оказываются куда больше направлены на то, чтобы произвести впечатление на западную аудиторию. Тогда как народ Украины пока что не видит, что реально готова сделать власть, чтобы мирно урегулировать сложившееся положение.