Малайзия внесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение "Боинга" Malaysia Airlines под Донецком. Ранее эту инициативу поддержали Австралия, Бельгия, Нидерланды, Новая Зеландия и Украина. Представители этих стран считают, что международный трибунал станет эффективной гарантией для независимого и беспристрастного расследования авиакатастрофы.
Москва идею о трибунале называет преждевременной и контрпродуктивной. Постпред России при ООН Виталий Чуркин заявил, что надо дождаться результатов расследования и уже потом подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство.
Рейс MH17, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в Донецкой области 17 июля 2014 года. Все находившиеся на борту самолета 298 человек погибли, большинство из них – граждане Нидерландов.
По мнению доктора политических наук, профессора МГУ Андрея Манойло, создание трибунала – решение поспешное.
"Мне кажется, что кто-то очень торопится предъявить обвинения в совершении преступления в преддверии годовщины катастрофы "Боинга". Потому что приближается дата, которая снова сфокусирует интерес на этом событии. Полагаю, что те страны, которые склонны обвинить в трагедии Россию, они как раз и спешат создать структуру, типа трибунала. Он смог бы указать пальцем на возможного виновника трагедии, даже не располагая всеми доказательствами, определяющими, кто же действительно в этом был виноват", – сказал Андрей Манойло в эфире радио Sputnik.
По его мнению, важно понимать, что трибунал – это конечная судебная инстанция.
"Трибуналы создаются, чтобы туда были переданы дела на стадии, когда предварительное расследование уже закончено, когда собрана достаточная доказательная база, позволяющая указать на возможного виновника. А мы сейчас имеем дело с тем, что расследование не закончено, предварительные результаты в докладах комиссии носят неоднозначный характер. С этим делом предстоит еще разбираться, назначая дополнительные экспертизы и следственные действия", – считает политолог.
По его словам, Россия рассчитывает услышать более четкие формулировки относительно причин аварии. Пока версия о том, что лайнер был сбит ракетой, сохраняется, но чья это была ракета – официально не озвучено.
"Совершенно удивительным представляется тот факт, что комиссия не может определить происхождение этой ракеты, откуда она была запущена. Ответы на вопросы дает грамотная трасологическая экспертиза по следам на обшивке "Боинга", по тому, как были разбросаны фрагменты самолета. Если бы все это было тщательно зафиксировано и изучено, и проведены экспертизы, то, по большому счету, не было бы проблем с расследованием. Однако никакой четкости в представленных отчетах нет. Но это совершенно не означает, что западные страны не располагают более четкой информацией. Возможно, она напрямую указывает на Украину, а в этом Запад не заинтересован", – считает Андрей Манойло.