Автор Дмитрий Геер
Панк-группа Pussy Riot поставила перед российским обществом вопрос о том, где проходит грань между простым хулиганством и издевательством над святыми для других ценностями.
Так называемый панк-молебен был организован участницами скандально известной группы Pussy Riot в феврале 2012 года. Акции состоялись в двух наиболее известных и почитаемых верующими храмах российской столицы –Храме Христа Спасителя и Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. Девушки позволили себе действия, которые не могли не задеть чувства тех, кто пришел в храм. Буквально через несколько дней участницы группы были объявлены в розыск по обвинению в хулиганстве. Было возбуждено уголовное дело, а сам процесс длился с марта по июнь 2012 года. Очень многие уже тогда говорили о том, что это не просто хулиганство, поскольку в данном случае было выбрано особенное место.
Говорит член Совета по правам человека при Президенте РФ Максим Шевченко:
"Я крайне негативно оценивал их действия. Вторжение в православный храм против воли верующих. Я считал незаконным вторжение на территорию, если не частную, то принадлежащую религиозной общине и являющуюся сакральной для религиозной общины. Поэтому я никак не оценивал тексты песен, никак не оценивал стиль их выступления или артистические способы демонстрации своих каких-либо взглядов. Но меня возмутило незаконное вторжение на территорию, принадлежащую религиозной общине. Мне абсолютно все равно, о чем они поют, как они поют, хорошо или плохо они поют – это не имеет ни малейшего значения в этом случае".
Для акции неслучайно были выбраны культовые места, это было сильным ударом по чувствам православных, заключают опрошенные радио Sputnik эксперты. А вот представители надзорного ведомства утверждали в ходе процесса, что участницы панк-группы своими действиями действительно выразили ненависть к христианству. По словам прокурора, совершенные действия грубо нарушили общественный порядок, а "бранные слова, произносимые в храме, являлись ругательными в отношении Бога и проявлением ненависти и вражды, бросающим издевательский вызов верующим в храме". По-другому это оценивать и нельзя, уверен философ и богослов Виктор Аксючиц:
"Этот поступок иначе как агрессивное кощунство назвать нельзя. Ни к какому искусству это не имеет отношения. Это агрессивное проведение идеологии современного пост-модернизма, которая декларирует отсутствие всех ценностей или равенство всех ценностей. Добро и зло, мужское и женское, низ и верх – все равны. Отсюда все позволительно. Естественно, эта группа вела себя кощунственно и до этого в различных публичных местах. Но для того, чтобы стать известной и создать такой капитал, на который можно жить уже и материально, с одной стороны, а с другой стороны, подчиняясь некому заказу, они совершили этот кощунственный поступок.
История вокруг Pussy Riot стала важным уроком для всего российского общества, которое фактически впервые должно было дать ответ на вопрос: чем обычное бытовое хулиганство отличается от надругательства. О том, что этот вопрос важен не только для россиян, но и для всего мира стало понятно уже в январе 2015 года. Тогда во Франции был преподан всему миру урок того, что шутить над святынями других людей недопустимо.