Автор Дмитрий Геер
Курманбек Бакиев пришел к власти в Киргизии весной 2005 года, сменив на посту прежнего президента страны Аскара Акаева. Тот факт, что на политическую арену Бакиева вывела цветная "тюльпановая" революция, во многом предопределил и его уход с политической арены.
Бакиев подал в отставку в апреле 2010 года, когда в стране произошел государственный переворот. Собственно говоря, примерно такой же переворот и привел к власти его самого. Ведь в 2005 году оппозиция не признала итоги очередных парламентских выборов и вывела на сцену Бакиева. 10 июля 2005 года он был избран президентом Республики Киргизия. Но уже менее чем через год, в октябре 2006-го, представители движения "За реформы!" возложили на Бакиева "персональную ответственность за кризисную ситуацию, которая складывается в стране, за умышленное затягивание конституционной и других реформ". Более того, они потребовали отставки Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова, а в Бишкеке начался бессрочный митинг оппозиции. Бакиев сумел найти в себе силы преодолеть этот кризис: подписал проект Конституции, а правительство сразу приняло ее во втором чтении. Все, что происходило в Киргизии в то время, не выбивалось из общемирового сценария "цветных" революций, отмечает адвокат и общественный деятель Янис Юкша:
"Это касается восточного менталитета и особенностей бывших республик СССР. Мы понимаем, что те люди, которые пришли к власти на волне распада большой страны, они очень специфично решили ее использовать. Бакиев сам пришел к власти незаконно, на гребне "тюльпановой" революции, когда фактически захватила власть оппозиция, которая его продвигала, поддерживаемая западными лидерами. В итоге она привела к власти новую формацию людей, антиподов неплохо образованного и разумного окружения господина Акаева. Итогом всех этих историй стал разгул семейственности Бакиевых во властных структурах".
Несмотря на все проблемы, Бакиев в 2009 году решает избираться на второй срок. Но насильственное свержение власти в апреле 2010 не дало этим планам осуществиться. Как и его предшественник, он бежал из страны. Ну а следом Бакиев стал фигурантом уголовного дела по обвинению в убийстве бывшего руководителя администрации президента Киргизии Медета Садыркулова и еще двух человек. Говорит адвокат, специалист по международному праву Мария Ярмуш:
"Его обвиняли в убийстве, прежде всего, своего соратника, политического деятеля Киргизии. Это убийство сначала представлялось в качестве ДТП. И только после падения Бакиевых всплыли факты, что это было якобы убийство. В результате расследования были собраны доказательства в виновности самого президента и членов его семьи, которые получили пожизненное лишение свободы. А президент Бакиев – 24 года колонии усиленного режима".
Время правления Бакиева стало для многих символом расцвета семейственности. Семья Бакиева – его братья и сыновья – играли важную роль в экономике и политике страны. В прессе появлялась информация и о контроле за салонами сотовой связи, и о причастности к транзиту афганского героина. Более того, были заявления и о том, что накануне событий апреля 2010 года семья Бакиевых вывела из Киргизии 200 млн долларов. Бакиеву и его семье были инкриминированы самые разные преступления, продолжает Янис Юкша:
"Если говорить с точки зрения юридического момента, то, что инкриминировалось ему, было достаточно и на пожизненный срок. Бакиев мало того, что фактически покрывал своих родственников, которые занимались убийствами и грабежами. Но, насколько мне известно, он фактически похитил золотой запас страны, вывезя в грузовиках денежные средства из банка. В буквальном смысле слова, на двух грузовиках, как сообщают СМИ. На сегодняшний день человек находится в другой стране, поэтому решение суда вынесено заочно. Киргизия добивается выдачи – случится ли это, сложно сказать".
Пример Курманбека Бакиева не стал единичным. Как отмечают аналитики, подобную судьбу разделили многие политики, которые пришли к власти в результате государственных переворотов, которые так любят называть революциями самых разных цветов. И никакая восточная мудрость в этот раз не смогла убедить их не идти во власть не совсем законными путями.