Автор Дмитрий Геер
Бельгия может спать почти спокойно. И хотя лидер бельгийской партии "Фламандский интерес" Герольф Аннеманс и ратует на разных уровнях за то, чтобы Север и Юг стали двумя разными странами, а его книга "Мирный раздел Бельгии" выдержала 4 издания и стала бестселлером, реальность пока играет на стороне единой Бельгии.
Надо сказать, что и сама тема сепаратизма сегодня не столь популярна в самой Фландрии. Так, "Фламандский интерес" хоть и смягчил свою риторику, но общественный интерес значительно потерял: в 2003-2010 годах партии удавалось проводить в парламент Фландрии до 18-ти своих сторонников и даже иметь два-три места в Европарламенте. А выборы 2014 года стали провальными – три мандата по Бельгии и только один в Европарламенте. Спад сепаратистских настроений в современной Бельгии констатирует и эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
"Ситуация с Бельгией достаточно стабильная на сегодняшний момент, потому что не существует прямого напряжения в отношениях между Брюсселем и фламандским регионом. Это очень важно. Ситуация достаточно стабильная уже потому, что политикам удалось развести интересы регионов и интересы государства. Да, сложности остались – по сведению интересов регионов в единое национальное правительство.
Вместе с тем, до конца свести проблему на "нет" не удалось. Об этом, кстати, свидетельствует опыт журналистов, которые хотели показать последствия отделения. В 2006 году бельгийский государственный телеканал RTBF объявил о том, что парламент Фландрии проголосовал за отделение от Королевства. Уже во время передачи на редакцию обрушился шквал звонков, сайт завис, не справившись с большим количеством посетителей.
"Когда в 30-х годах 19 века создалось королевство Бельгия, то противоречия были с самого начала. Одно дело, что они выступают друг против друга. Но европейские институты, в которых состоит Бельгия, они не дадут возможности конфликту до такой степени разрастись, чтобы встал вопрос о действительном разделении страны. Делить страну, когда европейские институты сплачивают, цементируют, предоставляют большой набор благ, удобств, заработка. Вряд ли это произойдет.
Но важно постоянно следить за тем, чтобы это недовольство не только не могло оформиться в какие-то конкретные требования, но даже не стало обсуждаемой темой. Ведь тогда весь цементирующий эффект Брюсселя моментально сойдет на "нет", а в ряде стран начнут сомневаться в идее любого единства.