Автор Дмитрий Геер
Блюда бывают дорогие, а бывают баснословно дорогие. В первом случае называют мраморную говядину, грибы мацутакэ и обязательно трюфели. Когда речь заходит об уникальной и эксклюзивной еде, на ум приходят омлет за тысячу долларов с целым лобстером и мороженое в алмазах за 25 тысяч. А запить это можно чаем с бриллиантами из пакетика тысяч за 10 долларов, или коктейлем в полтора раза дороже. Однако за всеми этими цифрами стоит самое простое желание – сделать рекламу. И как можно дешевле.
Рекордами в цене еды сегодня уже никого не удивишь. Большинство населения планеты никогда не пробовало ту же самую мраморную говядину, а среди тех, кого положение вынуждает регулярно вдыхать аромат трюфелей, есть те, кто откровенно ненавидит этот запах, но вынужден терпеть и смириться. Список дорогих деликатесов на сегодняшний день уже устоялся. В нем есть лоты на любой вкус: полкило шоколада за 2500 долларов, килограмм чая более чем за тысячу долларов, бутылка рома за 50 тысяч и даже килограмм картошки за 500 евро. Такую цену формируют сразу несколько факторов. Один из них – минимальное количество, отмечает ресторанный критик Дмитрий Алексеев. Но не менее важную роль играет и фактор сделать себе пиар, добавляет он:
"Цена на любые деликатесы и продукты в первую очередь зависит от тиража. То есть, если маленькое фермерское хозяйство делает мраморную говядину, они откармливают только шесть выдающихся быков. Еще лучше, если в стране с дорогим ручным трудом, в Японии или Швейцарии, то цена на такую продукцию будет заоблачной. Например, цена на мраморную говядину японскую доходит до 500 долларов за килограмм. Бывает и выше, бывают аукционы на такого рода продукцию. И бывают ситуации, когда два состоятельных человека, что называется, столкнулись лбами: я хочу купить – нет, я хочу купить. А рядом еще есть журналисты, публика, наблюдающие за состязанием. Чаще всего – это ситуация про морепродукты и рыбу. Там бывает, что цена достигает до 3,5-5 тысяч за одну рыбу".
Но еще чаще вся эта шумиха вокруг уникальных грибов, рыбы, чая и вина становится частью светской хроники, интерес к которой и не собирается угаснуть. И вместо трат на рекламу предприимчивый человек может неплохо заработать всего лишь на одном упоминании, продолжает Дмитрий Алексеев:
"Маркетинг, маркетинг и маркетинг – это основа цены, потому что не может килограмм грибов стоить 50 тысяч долларов и выше. Понятно, что разговор не о еде – это своего рода демонстрация социального статуса. Таких очень много скандалов, когда какие-то знаменитые банкиры и селебрити из шоу-бизнеса рекламируют такого рода новости: купил черный трюфель весом 3,5 килограмма, а он у меня испортился. Во всех газетах это сразу пишут. Это выгоднее, чем брать прямую рекламу в газетах. Так о тебе бесплатно напишут все, а так выйдет только рекламный модуль в одном журнале".
Именно реклама толкает и рестораторов выдумывать замысловатые блюда, цены которых отличаются наличием трех и более нолей. Вряд ли кто-то когда-то попробует это блюдо, а вот желающих прийти в ресторан и посмотреть на это чудо будет хоть отбавляй. Хотя их может ждать и разочарование, не исключает ресторанный критик, проректор Московского гастрономического университета Олег Назаров:
"Это не значит, что эти блюда есть на самом деле в ресторанах. Скорее всего, эта информация появляется как пиар-повод, чтобы заявить, что в каком-то ресторане подается то-то. Люди нормальные это есть и ходить туда не будут. Сейчас все считают деньги: новые русские, старые русские, арабские шейхи, гонконгские миллиардеры – все считают деньги. Просто так выбрасывать никто не будет.
Помнится, несколько лет назад интернет активно обсуждал счет за обед российского бизнесмена Романа Абрамовича в одном из нью-йоркских ресторанов. Цифра в 47 тысяч долларов будоражила умы. Мало кто обратил внимание, что простенькое тирамису за 15 долларов там соседствует с винами и шампанским, которые обошлись в 35 тысяч долларов. Неизвестно, остался ли доволен Абрамович обедом, а вот интернет-сообщество с упоением несколько месяцев получало удовольствие от смакования этих цифр.