Автор Дмитрий Геер
Лондон переживает трансформацию островного мировосприятия. Желание отделиться и почувствовать себя чуть более самостоятельной прошлой осенью продемонстрировала Шотландия, а теперь в Манчестере раздаются голоса, что если у Шотландии все же получится, то он войдет в ее состав.
Судя по всему, крупный промышленный, финансовый и культурный центр не хочет больше носить звание "британца" и устал от правления Лондона. Теперь там хотят подчиняться Эдинбургу. О таком своем желании заявили более 70% респондентов. Да и сам Эдинбург не оставляет идеи все-таки отделиться. Лидер шотландцев Никола Стерджен, одержав громкую победу на выборах в парламент, уже заявила о желании еще раз попробовать выйти из королевства. И шансы, что это произойдет даже после поражения первого такого референдума, весьма велики, отмечает заведующий сектором исследований Европейского Союза ИМЭМО РАН Юрий Квашнин:
"Недавно прошли выборы в Великобритании – и в абсолютном большинстве шотландских регионов победили именно националисты. Они имеют сейчас очень хорошее представительство в британском парламенте. Насколько я помню, это третья по величине партия после консерваторов и лейбористов. Если в будущем будет какое-то недовольство Шотландии по поводу тех или иных мер, которые принимаются в Великобритании, вполне возможно, что в этом случае может быть поставлен вопрос о референдуме, и он будет проведен. Я предполагаю, что очень высока вероятность, что Шотландия в будущем отделится от Великобритании. Но я не думаю, что это произойдет в обозримой перспективе 3-5 лет. Но, может, лет через 10 это и произойдет. Вероятность того, что сценарий независимой Шотландии реализуется, очень высока".
Это фактически номер один современной Европы в списках на обретение независимости. Ведь даже конституция играет на стороне Эдинбурга, продолжает Юрий Квашнин:
"Из всех регионов, входящих в отдельные страны ЕС, именно у Шотландии наибольшие шансы отделиться. Во-первых, там это действительно возможно конституционно. Лондон признает за Шотландией право на основании референдума отделиться от Великобритании".
Вместе с тем, далеко не все так уверены в том, что следующий референдум станет победой выразителей сепаратистских настроений. Между желанием быть самостоятельным и конкретной самостоятельностью существует очень много вопросов.
"Образование нового государства или выделение части государства в собственное – это сложнейший процесс. Необходимо включение в мировые институты – финансовые, политические, экономические. Требует затрат. И само будущее крайне неопределенное. Многие люди в быту могут высказывать недовольство, пожелание большей самостоятельности, а то и автономии, а то и государственной независимости. Но когда они приходят на избирательные участки, где надо сделать последний выбор и решение уже необратимое, эти эмоции, различные социокультурные противоречия, отходят на второй план. Люди начинают думать об экономике, о своей работе, о доходах и о прочем.
Видимо, на это и рассчитывают в Лондоне. Однако одновременно именно из Лондона сегодня раздаются самые громкие предупреждения о выходе из ЕС. Но если Великобритания может покинуть семью европейских государств, то почему бы Эдинбургу не добиться своей независимости. Тем более, судя по заявлениям Манчестера, поклонники этой идеи проживают далеко за пределами Шотландии.