Автор Мария Балябина
Госдепартамент США раскритиковал американского посла в Эстонии. Причем, в лучших традициях жанра результаты октябрьской проверки опубликовали только сейчас. Несмотря на то, что речь идет о посольстве, словосочетание "российская агрессия" встречается чуть ли не в каждом абзаце. Но без этого теперь никуда. К тому же, как отмечают авторы доклада, отношения Эстонии с Россией довольно напряженные, а прохождение линии границы остается предметом спора двух стран. Ну, из Вашингтона, наверное, виднее. Во всяком случае, в России никто с Эстонией по поводу границы не спорит.
Но обнаружилась – как всегда, "вдруг" – другая проблема. В прибалтийской стране, подчеркнуто в докладе, живет немало русских – примерно четверть от всего населения. И поэтому, несмотря на то, что посольство в Таллине, по мнению авторов, наслаждается в целом проамериканской обстановкой, чиновникам нужно обратить внимание и на национальное меньшинство. А оно, как правило, настроено несколько иначе. Потому что помнит об общей истории России и Эстонии, а многие из русскоязычных жителей и сами застали те времена. И вот их переубедить будет не так просто. Для этого недостаточно просто говорить лозунгами – не поймут.
Лозунги предварительно нужно переводить на русский язык, уверены в Госдепе. А посол Джеффри Левин, как выяснилось, к этому совершенно непригоден: слишком плохо знает русский. За что его и отчитали. При этом не считается проблемой, что сотрудники посольства не говорят по-эстонски: в Госдепе убеждены, что эстонцы прекрасно говорят по-английски. А вот с местными русскими все сложнее – в Госдепе уверены, что им так и не удалось постичь всех премудростей языка Шекспира.
Так что учить язык американским дипломатам в Таллине все же придется. Но это не единственная задача. У Левина, как отмечается в докладе, и с лидерскими качествами не очень. Вашингтон ждет от него более уверенного стиля руководства. Видимо, американское посольство должно быть уже не просто дипломатическим представительством. На него, очевидно, возлагаются какие-то более важные функции – и жесткое управление, и изменение позиции нацменьшинств… Впрочем, по мнению Вашингтона, американские посольства в таких странах как Эстония вряд ли могут работать как-то иначе: только в качестве второго – а, может, и первого – правительства. На этот счет установки госдепартамента, как видим, вполне определенны.