Автор Дмитрий Геер
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) стала еще одним детищем послевоенного переустройства мира. Созданная в ноябре 1945 года, сегодня она объединяет 195 государств – действительных членов и 9 ассоциированных.
Основная цель ЮНЕСКО – укреплять мир и безопасность на Земле. Организация прикладывает все усилия, чтобы расширять контакты между народами на "полях" образования, науки и культуры. Все это делается на основе всеобщего уважения справедливости, законов и прав человека. Но все-таки самыми главными в деятельности должны оставаться вопросы образования, считает постоянный представитель России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова:
"ЮНЕСКО аккумулирует лучший мировой опыт, и этим опытом пользуются все страны. Не забывайте, что во многих странах еще очень примитивная система образования, например – в африканских. У них огромная задача дать хотя бы начальное образование всем гражданам. Поэтому усилия ЮНЕСКО направлены, прежде всего, на нуждающиеся страны".
Программа "Образование для всех" была принята на Всемирном форуме по образованию в Дакаре и уже 15 лет остается самой крупной общемировой инициативой в этой сфере. Задачи обширны – от ликвидации неграмотности в беднейших районах мира до организации непрерывного образования взрослых в развитых странах. Методы их реализации постоянно меняются в зависимости от изменений в мире. И это – особенность всех программ ЮНЕСКО, добавляет заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО Российского государственного гуманитарного университета Мария Гордеева:
"Многие программы организации эволюционируют и меняются соответственно ситуации в общемировом и национальном масштабе. Традиционные программы включают исследования в области образования, продвижения культурных ценностей, науки и коммуникаций. Что касается современных программ – они чуть-чуть видоизменяются за счет новых задач. И последнее десятилетие прошло под знаком устойчивого развития, поиска новых стратегий. С одной стороны, этот мэйнстрим продолжает сейчас реализовываться, что выражается в ряде инициатив под эгидой российской комиссии по делам ЮНЕСКО в разных форматах: конференции, исследования и круглые столы, привлечение политиков. С другой стороны, потихоньку этот ракурс переходит в проект по продвижению ценностей глобального гражданства. Необходимо найти общие ценности, которые могли бы объединить людей, способствовали развитию различных государств, выводу их на новый уровень".
Не менее важными на сегодняшний день программами ЮНЕСКО является все, что связано с научной сферой. На программу "Наука на службе развития" выделено 85 млн долларов. Основное отличие инициатив ЮНЕСКО – большое число участников. Программа "Человек и биосфера" объединяет специалистов из 94 стран, а в проекте "Плавучий университет", разработанном на базе МГУ, принимают участие около 20 стран. Кстати, Россия, наряду с проектами по сохранению культурного наследия, принимает самое активное участие в работах ЮНЕСКО по исследованию Мирового океана и прогнозированию процессов, подчеркивает Элеонора Митрофанова:
"По очень широкому кругу идет сотрудничество России с ЮНЕСКО. В первую очередь две сферы. Они дают реальную экономическую отдачу. Это – "Всемирное наследие" и Океанографическая комиссия, в рамках которой Россия активно участвует, имеет центр по предупреждению цунами во Владивостоке. И различного рода программы, которые дают странам, которые не имеют возможностей, пользоваться данными о состоянии Мирового океана, погоде, приближающихся катастрофах. И вторая область – сотрудничество по программе "Всемирное наследие". У нас сейчас 27 объектов, мы в первой пятерке стран по количеству. У нас 15 культурных объектов и 12 природных".
Образование и культура уже в течение 70 лет остаются тем самым "полем", где ЮНЕСКО пытается выстраивать диалог между разными странами. Но вместе с этим, в организации убеждены, что сегодня надо как можно больше времени уделять соблюдению прав человека и пониманию того факта, что верховенство закона должно быть непоколебимым. Именно поэтому в новом веке ЮНЕСКО придает особое внимание свободе выражения мнений, построению общества знаний и устранению границ.