Автор Ольга Соломатина
Насилие порождает насилие. А кому-то приносит политические очки. Это было в очередной раз доказано осенью прошлого года в маленьком городке Фергюсоне, где прокатилась волна масштабных выступлений афроамериканцев против полицейского произвола. Но власти США урок не усвоили: не смогли или не захотели. И теперь не знают, что делать с Балтимором, который охватило настоящее восстание.
Или знают? По крайней мере, те, кто уже включился в избирательную гонку. Кандидат от демократов Хиллари Клинтон поспешила выразить свое предвыборное сочувствие семье погибшего при задержании 25-летнего Фредди Грея. И распространила сообщение с призывом к порядку. При этом она явно приняла сторону протестующих, заявив, что это "трагедия, которая требует ответов". Миллиардер Дональд Трамп тоже не растерялся и обвинил в беспорядках, которые устраивают афроамериканцы, Барака Обаму. Трамп считает, что расовые проблемы в США с приходом Обамы только усугубились. А силы нацгвардии, которые ввели в Балтимор, не помогают остановить погромы и мародерства. Сам же Обама одобряет действия местных властей и считает, что насилию со стороны протестующих нет оправдания. Он также утверждает, что участники беспорядков не выдвигали никаких требований, а только грабили магазины (прямо ни с того ни с сего: проснулись с утра и начали грабить и жечь все вокруг).
Но такие меры, как отгородить территории, где уже начались погромы, и позволить разнести там все до конца, которые предложила мэрия Балтимора, говорят скорее об отчаянии властей, нежели о наличии какой-то эффективной методики решения проблемы. Полиция также распространила сообщение о том, что балтиморские преступные группировки угрожают расправой местным стражам порядка. Власти всерьез опасаются этого сценария. При том, что в городе введен комендантский час, туда стянули полторы тысячи бойцов нацгвардии и более пяти тысяч полицейских из соседних штатов. Но они, правда, в основном окружают районы массовых беспорядков. Предоставляя бунтарям то самое "пространство для погромов".
Многие упрекают власти в несовершенстве социальной системы, и лично Обаму в невыполнении предвыборных обещаний. Однако проблема межрасовых отношений в США возникла задолго до прихода первого темнокожего президента к власти. Белый дом отказывается признавать события в Балтиморе системным проявлением расовых противоречий. Но Барак Обама все же отдает себе отчет в том, что в отношениях между полицией и обществом в стране – давний кризис. И касается этот кризис в основном темнокожей части общества: с мая 2013 года – 1500 случаев смерти афроамериканцев по вине полицейских. Большинство жертв – безоружные. Если до суда и доходит, то приговоры полицейским выносят мягкие. Поэтому есть опасения, что новый виток агрессии и нестабильности в американском обществе только начинает раскручиваться.
Протесты в маленьком Фергюсоне в ноябре прошлого года возникли из-за отказа суда привлечь полицейского к ответственности за гибель при задержании безоружного молодого человека. А вот в Балтиморе – на родине гимна Америки – даже не стали дожидаться решения суда и начали крушить все вокруг сразу после похорон Фредди Грея, который скончался в больнице от полученных при задержании травм. В общем, "прогресс" налицо.
В российском МИДе также отметили системный характер расовой дискриминации в США. И прошлогодние погромы в Фергюсоне, не говоря уже о масштабе волнений в Балтиморе – очередное доказательство этого.