Автор Павел Иванов
В январе нынешнего года началось председательство России в БРИКС — одном из наиболее перспективных объединений государств, на долю которых приходится треть земной поверхности. Их население составляет 42% от мирового, странам БРИКС принадлежит 15% мировой торговли. Владимир Путин, определяя приоритеты российского председательства, заявил, что Москва обеспечит преемственность в работе объединения и постарается обогатить практическую работу новыми идеями. Одним из важнейших направлений работы БРИКС станет взаимодействие с бурно развивающимся исламским миром.
Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР обладают огромным экономическим и политическим потенциалом и, что крайне важно, нацелены на изменение существующего миропорядка на всех уровнях. Начиная с глобальной финансово-экономической системы и заканчивая вопросами безопасности. Гегемония одного государства и его сателлитов в современном мире для стран, входящих в БРИКС, представляется ошибочной и опасной.
Как отмечают эксперты, межцивилизационный формат БРИКС будет неполным без участия в нем исламской цивилизации. И в этой связи далеко не случайным является то, что одним из вероятных кандидатов на вступление в БРИКС является Индонезия – крупнейшее мусульманское государство по численности населения. Оно признано одним из лидеров развивающегося мира по темпам и потенциалу экономического роста. Мнение профессора Высшей школы экономики Александра Абрамова:
"Страны, которые входят в БРИКС, сегодня все активнее взаимодействуют со странами исламского мира. Я бы выделил Египет, Иран, Турцию, Индонезию, отчасти Пакистан. Товарооборот с этими странами стремительно растет, появляются новые совместные проекты. Например, строительство южного транспортного коридора. Выступление БРИКС как консолидированного объединения позволяет расширить грани этого сотрудничества и наметить новые направления, в том числе политические и финансовые. Например, создание Банка развития, в котором может принять участие тот же Иран".
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов считает, что в странах БРИКС исламский фактор уже сейчас играет значительную роль:
"Во всех странах группы мусульмане не являются большинством, но мусульманское население весьма значительно. Особенно это касается Индии, части Китая и России. Это важные сюжеты. Сегодня БРИКС переживает становление, и все государства недовольны односторонней гегемонией США, однополярным миром. Это должно быть заменено идеей многосторонней кооперации. Для ее реализации не обойтись без практической интеграции с исламским миром".
Стоит отметить, что весьма позитивно вероятное членство в БРИКС рассматривают такие мусульманские страны, как Турция, Нигерия, Египет и Иран. И это позволяет говорить о том, что объединение государств может стать олицетворением новой концепции международных отношений, основанных на сбалансированном сотрудничестве Запада, Востока и Юга, а также на более справедливом, чем сегодня, распределении механизмов глобального управления. И это не говоря о столь необходимом широком гуманитарном диалоге международного масштаба. Ведь именно его отсутствие становится сегодня почвой для многочисленных конфликтов.