Автор Виталий Фотин, радио Sputnik, Латвия
В Латвии закрутилась очень запутанная история. На историческую, опять-таки, тему. Решили как-то в латвийском государстве создать комиссию по изучению местных архивов великой и ужасной "Кей-Джи-Би". Здесь их называют еще "мешками ЧК". Поставили цели: вы там все посчитайте, какой ущерб система из этих то двух то трех зловещих букв нанесла латвийскому народу, а конечную цифирь — в кабинет министров. Там решат, что с ней делать: вешать, клеить, или пускай пока так полежит.
Набрали в комиссию не абы кого, а людей всяких творческих профессий. Логика тут простая: люди точных наук занудны – цифры любят, доказательства и логику. А как здесь ущерб точно вывести, сами подумайте? Тут фантазию включить надо, творчески к работе подойти. Где нулик-другой домыслить, где словом задвинуть. Тут особой чувствительности люди нужны. На том и порешили. Дали комиссии денег из бюджета – и вперед.
И тут что-то, как обычно с этим КГБ и бывает, пошло не так. Не работает комиссия, хоть ты тресни. То ли у творческих людей нервы разгулялись от общения с тенями прошлого. То ли в комиссию по КГБ попал кто-то из КГБ и вредительствует вовсю. Министерство юстиции давай проверять. Где ваша работа? А нету никакой работы. А где ваша заместитель председателя, которая этой самой практической работой руководить должна? И ее нет. И давно нет? Ну… как на новогодние праздники ушла, с тех пор, почитай, ее и не видели. А вы сами-то почему не работаете? Да все собраться не можем. То дети болеют, то пробки, то мосты развели. Говорят, а сами глаза отводят.
Тогда их в сторонку, да по одному: признавайтесь уже. "Мистика", — говорят. Раньше дружили, здоровались, деньги одалживали, а как с этим КГБ связались, бес путает. Все из рук валится. Чертовщина, хоть шапочку из фольги носи, не снимая. Умные люди предупреждали: не связывайтесь с КГБ. Не раскапывайте гробницы. Проклятие фараонов — знаете об этой истории?..
А Дзержинский, говорят, в аду железный порядок навел, так черти теперь от него в его же архивах прячутся. На Феликса компромат ищут. Мы туда сунулись – и все, карму вчистую угробили. Вступили, понимаете ли, в клуб самоубийц. Теперь вот и заместитель председателя пропала.
Потом вдруг выяснилось, что титулованная особа и не пропадала никуда. Взяла, говорит, на новогодние праздники с собой пару мешков из архивов ЧК, да и зачиталась. Читала запоем. На многое глаза открылись. Впечатление сильное – потом все никак из запоя выйти не могла. А как вышла, написала письмо в министерство. Мне, пишет, многое ясно теперь стало. Вы, говорит, нашей комиссии не все деньги платите! Предусмотрено 250 тысяч в год, а вы даете 150, у меня все ходы записаны. Где остальные? Для начала, говорит, давайте эту тайну откроем.
Министерство заместителю отвечает: ах, раз так — мы вас уволим. И уволили. Заместитель — к председателю. Председатель — к журналистам. Я, говорит, устал, говорит, я ухожу. Но прежде я должен открыть глаза общественности. От нас, говорит, информацию скрывают. Давят. Грубят. Декорации из нас сделали. А сами под дудку пляшут. Понимаете — под чью? "Конечно, понимаем!" — закивали журналисты. И стали потихоньку друг у друга интересоваться, что именно они должны были понять. Так все запутано. В общем, фирменный почерк "Кей-Джи-Би".
Что теперь будет с комиссией – непонятно. Непонятно, пропадала ли заместитель. Что будет с председателем? Непонятно, куда ушли деньги. Непонятно, кто на кого давил. Непонятно, какой ущерб. Непонятно, зачем вообще такая комиссия?
Коротко говоря, непонятно все. Зато понятно, почему непонятно. Когда речь идет о КГБ, единственное, что понятно – кто виноват. Вот не надо было развязывать мешки, где демоны прошлого прятались. Теперь вроде кинулись обратно завязывать – да поздно. Кто теперь в такую комиссию пойдет по доброй воле? Вот комиссию под шумок и того… ликвидируют. Да так, что никто ни о чем не догадается. Были демоны… то есть факты ущерба, или их и вовсе не было — уже и не важно. Забудьте, живите спокойно.
Да и то…