Автор Павел Иванов
В Донбассе опять запахло войной. К этому выводу подталкивает вся последовательность действий Киева на протяжении последних недель. Вопреки духу и букве Минских соглашений, ни о какой конституционной реформе на Украине речи больше не идет. Так же как не ведется никакого диалога с лидерами провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Между тем, необходимость такого диалога черным по белому прописана в протоколе, который так непросто рождался в Минске. Киев в очередной раз решил действовать самостийно и без оглядки на вторую сторону конфликта, не говоря уже об участниках "нормандской четверки".
В результате районы, находящиеся под контролем ополченцев, признаны "временно оккупированными территориями". Соответствующие поправки в закон приняты Верховной радой и подписаны Порошенко. Кем конкретно они "оккупированы", не указывается, хотя несложно догадаться. Ведь сам термин "оккупация" предполагает наличие на той или иной территории вооруженных подразделений другого государства. В Донбассе, впрочем, говорят, что оккупировали регион, по версии Киева, видимо, его собственные жители…
Один из киевских политиков сформулировал позицию власти предельно четко и недвусмысленно. Он заявил, что говорить об особом статусе Донбасса можно будет только после того, как туда вернутся украинский флаг, украинские силовики и украинские выборы. Тогда, мол, и посмотрим. А вернуться все это может в ныне свободные от карателей районы только силой оружия и ценой новых человеческих жертв. Иными способами запустить туда представителей Киева уже невозможно. Ангела Меркель и Франсуа Олланд, как европейские гаранты мирного процесса, притихли. Видимо, смотрят, чем дело кончится.
В Москве между тем открыто заявляют, что хрупкий мир оказался под угрозой. Сергей Лавров выразил обеспокоенность по поводу признания Киевом части Луганской и Донецкой областей "оккупированной территорией". Это идет вразрез с Минскими договоренностями, может подорвать мирный процесс и привести к новому витку серьезной дестабилизации. Лидеры ЛНР и ДНР, победившие, между прочим, на уже состоявшихся выборах, призывают Париж и Берлин повлиять на Киев. И указывают на то, что договариваться со стороной, для которой обман, нарушения договоренностей и провокации стали нормой политического процесса, становится невозможным. Хотя они все еще из последних сил верят, что Киев одумается.
И правда, пока еще есть время. Свежи в памяти чудовищные военные поражения, которые потерпели киевские силовики в летне-осеннюю и зимнюю кампании. И нет никаких оснований полагать, что украинская армия, нацгвардия и разрозненные карательные батальоны вдруг, по мановению волшебной палочки, стали Профессионалами с большой буквы, которые действительно мотивированы защищать родину. На деле ведь защищать приходится олигархов и неонацистов, а вот убивать – простых, ни в чем не повинных людей. Повинных разве что в том, что не поддержали госпереворот на майдане и последующий националистический шабаш.
Сложно сказать, на что надеется Киев. Скорее всего, по обыкновению, на США. Не случайно сразу после принятия Радой постановлений, ломающих минский процесс, как известный персонаж из табакерки, "выскочил" Джо Байден. Американский вице-президент, естественно, поддержал законодательные решения Киева и пообещал ему немедленную помощь в подготовке карателей инструкторами из США. Становится очевидным, что Европа стоит перед выбором. Или проглотить по сути поддержанный Вашингтоном срыв мирного процесса и комфортно оставаться в зоне контроля США, или сказать свое веское слово. Но что-то подсказывает, что Старый Свет выберет первый вариант. Комфорт во всех смыслах для Европы давно стал базовым принципом существования. Тут уж не до таких архаичных пустяков, как справедливость, честность и мораль.