Украинская госкомпания "Энергоатом" и польская компания Polenergia International подписали меморандум о сотрудничестве в реализации проекта по экспорту электроэнергии в Европу. Польша поможет Украине достроить Хмельницкую АЭС. Участники проекта собираются ввести в эксплуатацию воздушную линию Хмельницкая АЭС – Жешув, которая позволит "использовать имеющиеся мощности без ограничений". А при условии избытка электроэнергии обеспечить ее экспорт в Евросоюз. Кроме того, планируется подготовить атомные мощности к полному объединению украинской и европейской энергосистем. По мнению Киева, подписанный меморандум — это еще один шаг к энергонезависимости от России.
"Подписание документа — это подтверждение каких-то не очень ясных намерений. Сразу скажем, что речь не идет о строительстве новых энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Это строительство ЛЭП, которые позволят экспортировать электроэнергию из Украины в Польшу. Сейчас электроэнергия экспортируется из Украины в страны Восточной Европы только с Бурштынской ТЭС. Но, как мы знаем, ситуация с углем не очень хорошая на Украине. И поэтому логичнее экспортировать электроэнергию с Хмельницкой АЭС. Но объемы там будут не очень большие. И ни о какой реальной энергонезависимости от России здесь вообще речь не идет", — сказал в эфире радио Sputnik старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
По его словам, это, по сути, экспорт электроэнергии из Украины в Польшу.
"Вряд ли Украина сможет что-то получать из Польши для того, чтобы обеспечивать, в случае возникновения дефицита, себя электроэнергией. Фактически Украина дает возможность заработать на перепродаже дешевой электроэнергии каким-то украинским структурам, потому что экспорт электроэнергии разыгрывается на аукционах, и за него отвечают частные украинские компании. В принципе, более логичным было бы построить ЛЭП в центральную часть страны для того, чтобы улучшить энергоснабжение Киева, юго-восточных областей, но так как на это у украинского Минэнерго нет денег, предлагается такой вариант, который не приведет к какому-то серьезному экономическому эффекту для самой Украины", — заключил эксперт.