Автор Олег Обухов
Америка нам больше не указ! Так, видимо, решили европейские "локомотивы" — Великобритания, Германия, Италия и Франция. Они вошли в "тридцатку" стран, которые заявили о желании стать соучредителями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asia Infrastructure Investment Bank, AIIB). Инициатор его создания — Китай. Скорее всего, отмечают эксперты, до Европы потихоньку доходит, что дружить со Штатами, может, и надо. Но одними США сыт не будешь.
Поэтому лидеры Евросоюза, несмотря на уговоры, не вняли мольбам и угрозам Вашингтона не вступать в ряды нового финансового детища Пекина. Белый дом раздражен тем, что новый банк создается в противовес МВФ, Всемирному банку и Азиатскому банку развития. К тому же еще и в том регионе, где у Америки стратегический интерес. Но у Европы интерес не менее заманчивый – коммерческий. Все логично, говорят эксперты. Американцы беднеют с каждым днем. Долгов набрали столько, что волосы дыбом: больше 18 трлн долларов! Им бы расплатиться для начала по своим долгам, а потом уже уговаривать, советовать и заманивать. А у Китая казна-то побогаче будет.
В Брюсселе здраво рассудили и решили для начала благословить первую четверку. Там, глядишь, и другие потянутся. Кому не захочется расширить свою экономику и возможности национальных компаний? Один только уставный капитал Азиатского банка инфраструктурных инвестиций чего стоит: по последним заявлениям Китая – 100 млрд долларов. Старт впечатляющий. И, несмотря на то, что новая финансовая структура создана только в прошлом году, специалисты весьма лестно высказываются о перспективах китайского проекта.
А станет ли он реальным конкурентом МВФ и иже с ним – время покажет.
Но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что зарождается достойная альтернатива Азиатскому банку развития, где руки греют все те же США. Тем временем новый финансовый институт уже окрестили "Китайским мировым банком". И участие в нем ряда европейских стран – головная боль для Белого дома, который спит и видит себя в роли гегемона не только трансатлантического, но и транстихоокеанского пространства. Да видно не получится. У Пекина – деньги, а у Вашингтона – долги. Хотя и рекордные.