Автор Михаил Шейнкман
Даже если у немцев есть дословный аналог нашего "и на старуху бывает проруха", применительно к Ангеле Меркель он, конечно, должен звучать иначе. Из уважения к ее полу. Но не потолку. В общем европейском доме уже далеко не все хотят считать его своей крышей. Так что, в ее случае – "и у фрау бывают провалы". Очередным завершился ее визит в Венгрию.
Это была плохая идея — наверняка, уже в самолете на обратном пути признали ее советники. Возможно, и была мысль опередить Владимира Путина — при нем здесь 17 февраля, вероятней всего, подпишут газовое соглашение с Россией. Но пять часов, проведенных Меркель в Будапеште, могли убедить ее лишь в том, что со своими нотациями и предостережениями она тут явно неуместна. Итоговые заявления двух лидеров с обменом резкими выпадами и уколами стали доказательством того, что лишь Орбан остался стоять на своем. Меркель улетела. Ни с чем.
Пять лет, с тех пор, как он пришел к власти, и сама канцлерин, и прочие евровипы предпочитали держаться от Венгрии подальше и обходить ее стороной. Не устраивало все: отношение к демократии и к европейским ценностям, экономическая политика. Страну терпели как исключение из правил. Но когда она отказалась сворачивать связи с Россией и выступила против санкций, это уже потерпеть не смогли. Вашингтон объявил ряд венгерских чиновников персонами нон-грата без предъявления улик и доказательств, обвинив их в коррупции. Брюссель, Берлин, Лондон не уставали стыдить Будапешт за посягательства на корпоративную солидарность. Мало того, что Орбан в прошлом году летал к Путину в Москву, так еще и уехал оттуда, исполненный перспектив и благодарности за кредит в 10 млрд евро на развитие атомной энергетики. У Меркель таких пряников нет. Поэтому в ее визите изначально было больше ритуальности, чем смысла. Все-таки снизошла. Впервые за пять лет при Орбане. Вряд ли стоило рассчитывать на то, что ему этого хватит, чтобы остепениться.
Это после того, как его полку прибыло. Алексис Ципрас хоть и приверженец иных идеологических канонов, но по отношению к порядкам в Европейском союзе – свой человек. И это его Греция уже сумела поставить ЕС на место, вычеркнув из последней антироссийской резолюции фразу о новых санкциях. На это даже Орбан пойти не решился. Может быть, это обстоятельство в Берлине и восприняли свидетельством того, что с ним еще можно иметь дело. Если так, то время, проведенное в Будапеште, должно было убедить Меркель в обратном. Все-таки политика – это не трамвай. Здесь бабушке просто так не уступают. Тем более, когда есть ощущение, что она явно старается для чужого дяди, желающего занять все европейские места.
Тему продолжит замдиректора Института глобализаций и социальных движений Василий Колташов.
— Орбан, если судить по отзывам СМИ, обошелся с Меркель не слишком учтиво. Можно ли было когда-нибудь представить, чтобы к канцлеру Германии относились именно так?
— Меркель уже давно напрашивается на то, чтобы к ней стали относиться гораздо более сурово. Просто потому, что Германия за последние 15 лет не только не сделала ничего хорошего для стран Восточной и Южной Европы, но и потому, что Германия стала играть еще более негативную роль в развитии европейского кризиса. Германия навязывает народам и странам политику жесткой экономии, полностью ложащейся в рамки вашингтонского консенсуса. Германия фактически выступает младшим партнером США по управлению ЕС. И в тех странах, где уже начинают задаваться вопросом о том, насколько Европейский союз обеспечивает экономическое развитие, сохранение культуры, науки, образования, там Меркель встречает такие холодные приемы.
— Ожидается, что 17 февраля Орбан будет более приветливым – к нему приедет Путин. Как далеко готов пойти Будапешт в отношениях с Россией? И что это будет значить для ЕС?
— У Будапешта сейчас ситуация очень сложная. Делать разворот на восток крайне рискованно, потому что нет четких ориентиров, нет уверенности в том, что будет обеспечен экономический рост — много вопросов. Естественно, они будут ориентироваться и на Москву. Но в то же время, при всем неприятии европейской бюрократии, неприятии вот этого господства Германии, они вынуждены будут все равно вести диалог. И эта ситуация, скорее всего, на протяжении 2015 года не изменится.
Наверное, более почтительный прием ждет Ангелу Меркель 9 февраля в Вашингтоне. Хотя тоже не факт: после того, как она из Венгрии, кстати, наотрез отказалась поддержать США в их намерениях поставлять Киеву летальное оружие. Впрочем, наотрез ли? Американская пресса особо подчеркивает, что Обама примет гостью в том самом Овальном кабинете. А здесь, если верить Монике Левински, любая, даже, если не хочет, теряет самообладание. Тем более, если репутация все равно уже запятнана.