Автор: Олег Обухов
Все началось с совпадения интересов России и Китая. Москва была в поиске новых рынков сбыта своих энергоресурсов. Пекину был нужен новый и надежный их источник. Поднебесная давно уже задумывалась о диверсификации поставок газа для внутреннего спроса. Так 10 лет назад и определилась отправная точка новых стратегических планов двух мировых держав.
Соглашение достигнуто. Подписан контракт века. Так эксперты отзываются о первой ласточке грандиозных планов России и Китая. Присутствие КНР в числе основных потребителей российского газа дает предметное представление о перспективных объемах, сроках и маршрутах поставок.
Доля природного газа в энергобалансе Поднебесной непрерывно увеличивается. По данным 2007 года, она составляла 3%, к 2010 увеличилась более чем в два раза. А в прошлом году Китай показал шестикратный рост спроса. Это дает основания предполагать, что в 2015 году страна без преувеличения может стать основным драйвером мирового газового рынка. По прогнозам экспертов, через 25 лет КНР обеспечит 14% мирового спроса на топливо, заняв второе место после США. Значительную часть растущих потребностей Китая готова удовлетворить Россия, говорит заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Василий Михеев:
"Примерно 10 лет назад Китай начал масштабную программу перестройки промышленности на северо-востоке. Там была старая промышленная база, которая появилась еще в 50-ые годы прошлого столетия. Она потеряла свои конкурентные преимущества, была поставлена задача ее модернизации. Для этого нужно было комфортно подводить нефть и газ. В этой связи для России открылась дополнительное окно возможностей, т.е. именно тогда совпадение интересов стало сильнее".
Совместный российско-китайский проект "Сила Сибири" превращает КНР из потенциального в реальный рынок сбыта для газа. При этом не стоит спекулировать, говоря об альтернативе рынку ЕС.
"Это связано с тем, что Россия испытывает определенные сложности со своим традиционным экспортным рынком — Европой. А западный маршрут, так называемый газопровод "Алтай", предполагает загрузку и экспорт газа с действующих месторождений Западной Сибири. Маршрут можно организовать достаточно быстро. Ресурсная база практически готова.
Для Китая контракт века открывает сразу несколько возможностей. Самые главные из них — усиление энергетической безопасности и рывок в улучшении энергобаланса, где 70% приходится на использование угля. А для экономики такого масштаба "угольная гиря" — огромные экологические и социальные риски.
На вопрос, хватит ли газа для обеспечения растущих потребностей КНР, эксперты без сомнений отвечают, что резервы топлива в России настолько велики, что их может хватить не только Китаю, но и другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона.