Автор: Михаил Шейнкман
Проведя более 10 часов на российской половине МКС, астронавты НАСА вернулись к себе. Экипаж снял кислородные маски и приступил к обычной работе. Даже в открытый космос выходить не пришлось. По какой причине сработал сигнал в американском отсеке, пока неизвестно. Но уже совершенно точно известно, что не из-за утечки аммиака. Скачок давления в одном из двух контуров системы охлаждения специалисты связывают со сбоем аппаратуры. Это, конечно, тоже неприятно. Но, как говорится, не смертельно.
Случись авария по-настоящему, речь шла бы о человеческих жизнях. Собственно, о них и заботились, когда совместно из Хьюстона и Москвы оперативно выводили пилотов из зоны возможного поражения. У них это называется "рассмотренная нештатная ситуация". Это когда изначально готовы ко всему. В том числе и к аммиаку. Тем более, что несколько лет назад он уже реально доставлял неудобства американцам. Правда, тогда им не приходилось спасаться бегством.
Сейчас тревога оказалась ложной, но даже не учебной, а поучительной. Это угроза была мнимая, а спасение — истинное. Астронавты на самом деле искали укрытия у россиян и нашли его. Конечно, в экстремальной ситуации шесть человек в одном отсеке долго бы не продержались. Но даже при этом до устранения неполадок у россиян хватило бы и еды, и воды, и воздуха на всех. На этом едва ли стоит спекулировать. Хотя бы потому, что на их месте здесь так поступил бы каждый.
Но символизм этой истории отрицать все же не стоит. Она подарила тем, кто внизу делает политику, метафору астрономического масштаба. И напомнила, что на нашей планете тоже хватает вещей, способных отравить жизнь. А ведь Вашингтон, начиная год назад жесткое обострение с Москвой, и МКС хотел перевести в разряд международной космической санкции. Вице-премьер Дмитрий Рогозин тогда моментально опустил "безлошадных" партнеров с небес на землю, предложив им в таком случае в обратную сторону добираться на батуте, а не на российских "Союзах".
Намек поняли. Космос пока оставили в покое. Но не землю. А на ней, между прочим, тоже именно в американском сегменте раз за разом случается выброс "вредных веществ". Это там откровенно запустили систему охлаждения отношений. И это сбой не в аппаратуре, а в умах. Он-то и рождает мысли о том, что, может быть, на всякий случай изолировать этот отсек? Пока тревога, идущая от него, не окажется ложной.
Тему продолжит академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин.
— Аммиак МКС не угрожает. А политика?
— В глобальном смысле политика, с моей точки зрения, тоже оказывает воздействие на космонавтику и, в частности, на МКС. Хотя отрасль, которая занимается космическими делами, наша РКК и американское НАСА, стараются не вмешиваться в политику и не вмешивать политику в космические дела. Хотя это не всегда удается. Вчерашняя тревога показала, что российские космонавты и российские корабли всегда готовы прийти на помощь американцам и эвакуировать в случае необходимости. Но в то же время сейчас политически решается вопрос о судьбе МКС. Договор об ее эксплуатации заключен до 2020 года. Нужно решить, что потом. В условиях наложенных на Россию санкций, нужно России выбирать, стоит ли и дальше вкладывать довольно большие деньги в поддержание работоспособности станции или же отказаться от взаимодействия с западными партнерами, заняться индивидуальной, чисто своей космической программой по созданию, например, своей высокоширотной орбитальной станции или какой-то лунной программы. То есть, здесь политика, конечно, оказывает влияние. И именно политические решения будут превалировать в определении дальнейшего участия России в эксплуатации МКС.
Как бы то ни было, эта история на МКС доказала, что есть еще в нашем мире места, где в любой ситуации каждый остается человеком. Но чтобы преодолеть притяжение надуманных конфликтов, совсем не обязательно отрываться от земли. Надо просто быть выше всего этого. В конце концов, "Союз-Аполлон" ведь тоже состоялся вопреки "холодной войне". Да и сама жизнь, как говорят, была занесена к нам из космоса. Почему бы ему не вдохнуть ее в нас еще раз.