Автор Игорь Лоцман
Манхэттенский проект – американский плагиат, основанный на разработках ученых Третьего рейха? Сегодня этим вопросом задаются многие ученые, которые ставят под сомнение лидерство американцев в ядерных разработках. Читая рассекреченные материалы и документы, непроизвольно делаешь вывод, что разведслужбы ведущих держав сыграли ключевую роль в создании сверхмощного оружия, собирая знания по всему миру. Но в первую очередь они воровали знания у нацистов, похищая документацию и переманивая немецких ученых.
Нацисты первыми продвинулись в ядерных разработках. Разумеется, их научные поиски держались в строжайшем секрете. Процесс создания сверхоружия требовал немало революционных идей, испытаний и доказательств со стороны ученых, на которых давила бескомпромиссная воля Третьего рейха. Гитлер разглядел особый смысл в неизвестной доселе человечеству "сверхсиле".
Ученые и власти большинства других стран создание атомной бомбы рассматривали, как "отвлеченную материю". Однако секреты фюрера "пронюхали" английские разведчики. А спустя некоторое время и, может, вовсе не случайно, Альберт Эйнштейн направил 2 августа 1939 года письмо президенту США Франклину Делано Рузвельту, в котором предупредил, что нацистская Германия действительно способна обзавестись атомной бомбой.
Рузвельт прислушался к мнению гениального физика, и назначил Лаймана Бриггса из Национального бюро стандартов главой Уранового комитета для исследования проблем, поднятых в письме. И когда ученые комитета подтвердили, что уран можно использовать для создания сверхмощного оружия, в США развернулся секретный Манхэттенский проект. Он объединил ученых из Германии, Великобритании, Европы, Канады, США в единый международный коллектив, говорит доктор технических наук Игорь Острецов:
"Германия располагала довольно-таки большими запасами урана. И они попали в руки Соединенных Штатов. Кроме того, там была какая-то документация. То есть ситуация формально сводится к чему: американская программа проходила существенно более гладко, поскольку там ведь трудился такой гигант, как Гейзенберг (немецкий физик). Моя личная точка зрения сводится к тому, что, судя по тому, что Манхэттенский проект проходил достаточно гладко на первых этапах, американцы располагали какой-то дополнительной информацией. И она могла быть только из Германии".
Сам Альберт Эйнштейн впоследствии говорил, что его участие в создании ядерной бомбы было только в одном поступке – в написании письма президенту Рузвельту. Сам ученый осознавал опасность таких открытий. Однако вероятность того, что нацисты первыми заполучат ядерную бомбу, заставила Эйнштейна решиться на этот шаг, говорит заместитель директора Института США и Канада РАН Валерий Гарбузов:
"Эйнштейн видел дальше своих современников-ученых. И он, осознав это, решил написать Рузвельту о том, какую опасность таит в себе это оружие. Он писал о том, что это оружие ни по каким параметрам несопоставимо с тем, что есть и что было раньше, с обычными вооружениями. И он пытался это донести: он говорил о радиации, о долговременном воздействии, о том, что это оружие невозможно применить и войны уже будут совершенно иными, само понятие войны исчезнет, исчезнет понятие "линии фронта". И в этом, конечно, оказался прав".
Руководил всей научной стороной Манхэттенского проекта блестящий физик Роберт Оппенгеймер. Именно он стал "отцом атомной бомбы". В рамках проекта были созданы три бомбы. Среди них – урановый "Малыш", сброшенный 6 августа 1945 года на японский город Хиросиму и плутониевый "Толстяк", уничтоживший 9 августа 1945 года Нагасаки.
Таким образом, Гитлеру и не суждено было стать первым в создании ядерного оружия. Если бы это произошло, то сегодняшний мир бы наверняка был бы другим.