"Уничтожение бен Ладена было секретной операцией, и все ее материалы находятся под грифом и охраняются. И то, что неожиданно появилась фигура, которая выдает себя за спецназовца, который участвовал в этой операции, странный факт, так же как и то, что он свободно выступает по центральным телеканалам и дает интервью в СМИ", — сказал политолог, профессор МГУ, бывший сотрудник российских спецслужб Андрей Манойло.
У эксперта вызывает также сомнения, что этот человек действительно участвовал в операции.
"Как мне представляется, прямых участников этой операции не осталось. Все они нашли свою смерть в горах Афганистана, когда был сбит вертолет, в котором они находились. Возникает большой вопрос: действительно ли этот человек принимал участие в операции по ликвидации бен Ладена? Или это статист, которого нашли, чтобы провести еще одну психологическую комбинацию?", — отметил Андрей Манойло.
Он считает неслучайным, что история "террориста номер 1" всплыла именно сейчас, когда США и их союзники ведут борьбу на Ближнем Востоке с "Исламским государством".
"Идет всплеск исламизма, и важно создать некий образ, который бы стимулировал американских граждан поддерживать политику Соединенных Штатов и президента, направленную на вмешательство во внутренние дела тех государств, где исламисты якобы действуют", — считает Андрей Манойло.
И в этой связи, по его словам, США, возможно, готовят новую комбинацию по "персонификации международного терроризма", поскольку конкретный образ легче воспринимается сознанием обывателей. Ранее таким "проектом" был Усама бен Ладен.
"По всей видимости, у американцев появилась необходимость в возрождении политического мифа, связанного с международным терроризмом, но только с другой персональной фигурой. Фигурой, которая полностью заменит Усаму бен Ладена. Таким образом, произойдет некий рестайлинг, ребрендинг политического мифа, связанного с международным терроризмом и его персональным олицетворением", — считает Андрей Манойло.
Этот миф за годы укоренился в сознании обывателей, но он нуждается в новой символике, добавил он.
"Это некая фобия-страшилка, ночной кошмар, который сегодня находится в притушенном сознании, но который можно возродить в любой момент. Но он нуждается в новой символике, новом идеологическом обосновании и в новом образе", — сказал Андрей Манойло.
Говоря непосредственно об Усаме бен Ладене, эксперт отметил, что это был "долгоиграющий проект США".
"Этот образ был создан, и первые шесть-семь лет своего существования он хорошо работал. Американцы успешно пугали им международное общественное мнение. Этот образ они эксплуатировали для того, чтобы воздействовать на мировое общественное мнение и на общественное мнение населения Соединенных Штатов в целях оправдания агрессивных действий и военных операций, которые они проводили по всему миру", — отметил Андрей Манойло.
Однако, по его словам, со временем образ "террориста номер 1" перестал достигать цели, и США решили поставить в этом "проекте" точку.
"Любой образ не живет вечно, он со временем начинает выдыхаться. И образ бен Ладена начал блекнуть, к нему стали привыкать. Постепенно международное сообщество стало все менее и менее восприимчивым к неким угрозам, которые идут от мифической "Аль-Каиды". Возникла необходимость поставить точку в этом процессе, прекратить жизнь этого образа. Иначе ослабление его действия переросло бы в недоверие по отношению к тем, кто этот образ продолжал рекламировать, как некую угрозу всему человечеству. А недоверие к этим сценаристам породило бы желание разобраться, каким образом этот образ появился. В результате американцы эффектно его ликвидировали", — отметил Андрей Манойло.
Кроме того, по его словам, бен Ладен представлял для США и определенную угрозу.
"Он мог бы рассказать много любопытных фактов по поводу того, каким образом американцы сначала выстраивали систему международного терроризма, затем бросали все силы на то, чтобы с ней бороться", — сказал эксперт.
В итоге бен Ладена постигла участь всех тех политиков, которые вступали в договоренности со спецслужбами США.
"Он закончил свои дни по тому же сценарию, по которому заканчивали многие другие политические фигуры, например, Саддам Хусейн или Муаммар Каддафи, которые имели неосторожность вступать в какие-то договоренности с американцами и участвовать в их политических играх. Усама бен Ладен в этом отношении является типичным шаблонным примером", — заключил Андрей Манойло.
Слушайте полную версию интервью>>