Автор Диана Горшечникова
Уже около 5 тысяч человек погибли от лихорадки Эбола, свыше 13 тысяч заражены по всему миру. Всемирная организация здравоохранения назвала ситуацию с распространением вируса чрезвычайной. Однако российские эпидемиологи призывают не паниковать. Главное – соблюдение санитарно-гигиенических норм. Нарушение именно этого фактора стало главной бедой в африканских странах.
Нынешняя вспышка лихорадки Эбола в Западной Африке является самой крупной со времени обнаружения этого вируса в 1976 году. Ни вакцины, ни лекарств от него до сих пор не существует. При лечении медики лишь пытаются облегчить состояние пациентов доступными средствами. О потенциальной угрозе распространения смертельной инфекции говорит профессор Высшей школы экономики, президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов:
"Когда возникают эпидемии потенциально убийственных болезней, всегда очень сложно сказать, насколько велика опасность. Несколько лет назад речь шла о "птичьем" гриппе, который, к счастью, так и не стал распространяться по миру. Предполагалось, что он будет очень убийственным. Вслед за этим, через пару лет, стал распространяться "свиной" грипп. Распространился значительно сильнее, чем "птичий". Но он оказался довольно безвредный. Что касается вируса Эболы, мы знаем, что он несравненно более убийственный, чем все известные вирусы гриппа. Это страшная, убийственная болезнь, даже в том случае, если мы говорим, что она убивает не всех. Если умирает половина больных — это катастрофически много. Поэтому, несмотря на то, что вероятность того, что эта болезнь начнет активно распространяться по миру, невысока, наши представления об опасности очень серьезные, и именно поэтому к ней так серьезно относится Всемирная организация здравоохранения".
Но что такое лихорадка Эбола, и что способствовало ее распространению? По-прежнему эксперты не могут точно ответить на этот вопрос. Предполагается, что естественными хозяевами и переносчиками вируса Эбола являются фруктовые летучие мыши. Инфекция с удивительной скоростью передается не только от животных к человеку, но и от человека к человеку. Однако сможет ли вирус видоизменяться и таким образом стать еще более опасной угрозой для человечества? Говорит заведующий лабораторией экологии вирусов Научно-исследовательского института вирусологии им. Ивановского Минздрава России Михаил Щелканов:
"У каждого вида живых организмов, в том числе и вирусов, существуют естественные ограничения в своей генетической изменчивости. Не может Эбола превратиться в какой-то другой вид. Конечно, изменения определенные будут: все вирусы, так или иначе, вынуждены изменяться, иначе они просто не смогут существовать. Но ожидать каких-то резких изменений биологических свойств в ближайшее время не стоит".
По-прежнему актуальным вопросом остается изобретение вакцины от лихорадки Эбола. За свою историю человечество неоднократно сталкивалось с другими серьезными эпидемиями и вирусами. Сегодня между бактериями и учеными идет настоящая гонка, говорит Василий Власов:
"У современной медицины есть блестящие достижения. Например, разработка в течение довольно короткого времени лекарств для лечения СПИДа, синдрома приобретенного иммунодефицита. Но, несмотря на все усилия, не удается разработать вакцину против СПИДа. Применительно к Эболе ситуация точно такая же. Вроде бы, есть вакцина, на которую можно надеяться, но, что касается лекарств для лечения, пока никаких обнадеживающих данных нет. Есть кандидаты, то есть потенциальные будущие лекарства".
Лихорадка Эбола станет одной из тем, которую обсудят на саммите G20 в Австралии 15-16 ноября. Особое внимание распространению Эболы уделяет Вашингтон. Настолько особое, что американский государственный центр CDC приобрел патент на разновидность вируса Эбола под названием EboBun. Вот только зачем Соединенным Штатам такая монополия – большой вопрос.