Автор Олег Обухов
Крым взялся за возрождение своей инфраструктуры. Иначе развитие экономики региона будет просто невозможно. И основные планы на будущее связаны со строительством дорог, железнодорожного сообщения, водных каналов, портов, складов, электроэнергетики, систем связи и сельского хозяйства. Многое придется восстанавливать практически с нуля, говорят эксперты.
Модернизация? Громко сказано. По оценке экономистов, Крыму придется чуть ли не заново отстраивать то, что за 23 года постепенно приходило в упадок. Материковая Украина не очень-то пеклась о благополучности инфраструктуры полуострова. Не секрет, что Крым испытывает определенные сложности в транспортном сообщении. В перспективе — огромная работа по разблокировке этих коридоров. Крайне необходимо строительство моста через Керченский пролив. Существующая переправа не справляется уже сегодня. А что будет, когда пассажиро- и грузопоток возрастет? На новую транспортную артерию планируется потратить почти 250 млрд рублей. Инвестором проекта выступит Росавтодор. Остро ощущается нехватка современной железной дороги и автострады, соединяющих Керчь и Симферополь, говорит заместитель председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Форманчук:
"Они крайне важны для Крыма, потому что они могут снизить те нагрузки, которые резко возросли на этих направлениях. Нужно иметь в виду, что когда Крым находится в состоянии транспортной блокады, новое значение приобретают морские порты для внутренних перевозок. Не стоит забывать, что Крым находится в центре бассейна Черного моря. И Россия способна поднять уровень значимости самого Крыма, как транспортного узла в черноморском регионе".
Предстоит также восстановить инженерные коммуникации, особенно те, которые обеспечивают техногенную безопасность городов республики. В целом на подобные проекты федеральной программой предусмотрено почти 700 млрд рублей до 2020 года. К проектам Крыма уже проявили интерес иностранные инвесторы. Особое внимание — к транспортным коммуникациям и к курортно-рекреационным зонам. Частный капитал может прийти из стран Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии, в частности из Китая, отмечает Александр Форманчук. Пекин уже заявил о желании построить большой порт и завод по сжижению природного газа.
"Есть проекты, которые реализуются сейчас и подходят к логическому завершению. Один из них — по производству коровьего молока. Он был начат еще в прошлом году. А в сентябре он будет должен будет запуститься в Первомайском районе. Нам необходимы и другие инвестиционные проекты. Готов вкладывать Израиль в сельское хозяйство. Все знают, что израильские технологии одни из самых передовых в мире. Я думаю, они будут следующими, кто запустит свои проекты".
Эксперты уверены, что уже через 10 лет Крым вернет себе былую славу. В последние 20 с лишним лет полуостров был практически на 100% зависим с точки зрения сырья, инфраструктуры и энергетики от Украины. Сейчас эта зависимость ушла. Налицо постепенное возрождение былой мощи региона, как это было при Советском Союзе, продолжает Денис Батурин:
"А он был, например, снабженцем куриным мясом и куриным яйцом близлежащих регионов. Он снабжал фруктами значительную долю Советского Союза и севера страны. Вот это — и будущее. Ну и, безусловно, как ранее все говорили — всесоюзная здравница. Все проекты и программы, в том числе государственные, должны будут как раз решить вопросы логистики — это строительство моста, и вопрос создания сырьевой базы для пищевой промышленности".
Остро стоит вопрос и энергообеспечения Крыма. На данный момент полуостров практически полностью зависит от поставок с Украины. Сейчас обсуждается возможность организации местных источников генерации, а также поставок из России. Это позволит снизить зависимость республики от импорта электроэнергии на треть. Параллельно предлагается строить газовые электростанции. Это обойдется примерно в 40 млрд рублей. Что касается воды… Изначально госинвестиции на снижение зависимости от Украины оценивались в 100 млрд рублей. Позже стало ясно, что Крым сам сможет себя обеспечить водными ресурсами. Поэтому сумма сократилась почти в два раза. Эти проекты станут катализатором развития курортно-рекреационного, туристического, сельскохозяйственного и промышленного потенциала, то есть предприятий малого и среднего бизнеса полуострова. Что и нужно Крыму для подъема своей экономики.