Автор Павел Иванов
Борьба с так называемым терроризмом, а на самом деле с мирным населением на Донбассе – штука дорогая. У украинской армии практически не осталось денег на проведение силовой операции. Резко не хватает техники и квалифицированных специалистов. И если устаревшую, подготовленную к списанию технику теоретически Киеву кто-то из числа его западных опекунов в обход международных договоренностей может "подкинуть", то с топливом, боеприпасами и довольствием личному составу уже сегодня очень и очень туго.
Украинские олигархи, такие как Коломойский, цинично используют войну в своих коммерческих целях. Еще не остыли страсти вокруг поставок силовикам втридорога топлива и бронежилетов структурами этого печально известного деятеля. Между тем армия и нацгвардия Украины столкнулись с новыми огромными проблемами. Вопреки ежедневным бравурным заявлениям спикеров карательной операции об их успехах на Донбассе, дело обстоит иначе. Ополченцы раз за разом отбирают у украинских военизированных подразделений танки, гаубицы и "Грады" и наносят этим трофейным оружием удары по расположениям противника. Хотя в Киеве продолжают лицемерно твердить, будто силовиков обстреливают с территории России. Взявшие в руки оружие жители Донбасса уничтожают минометные расчеты, колонны бронетехники украинских военных, их блок-посты и авиацию. Счет потерянной техники идет на сотни единиц. Более того, военнослужащие не получают денежного довольствия, зачастую голодают, им нечем заправлять транспорт, а иногда и нечем стрелять. Все чаще звучат обвинения офицеров и солдат в адрес командования, что их предали и в качестве "пушечного мяса" бросили на убой. Глава организации "Русское движение Украины" Александр Свистунов считает, что эта ситуация будет только ухудшаться:
"Ни на зарплату, ни на горюче-смазочные материалы никто денег давать не собирается. По зарплате у них всегда была задержка и есть сейчас. "Грузу 200" уже ничего не надо давать. Там вообще делается оригинально: погибших людей делают без вести пропавшими. А значит, его статус непонятный, стало быть, и денег давать как бы и не надо: ни зарплаты, ни компенсации родственникам. С ГСМ у них вообще беда. Обеспечивать должен Киев или министерские структуры. Через месяц-два с топливом будет полный кризис, а про зарплаты и говорить не приходится".
Понятно, что в таких постоянно ухудшающихся условиях Киеву придется использовать весь арсенал оружия, который у него имеется, в том числе запрещенные боеприпасы. Что, впрочем, он делает уже сейчас. Обычными вооружениями победу над ополченцами не одержать. Однако сдаваться они не намерены. Острый дефицит техники заставил глав МИДа и парламента Украины обратиться к Западу с просьбой о военной поддержке. Денег Киев и так просит в режиме нон-стоп. Однако Германия и Финляндия отказались предоставить Киеву военную помощь. Как ответили официальные лица, представляющие эти государства, в планы это не входит. Руководство Донецкой и Луганской республик при этом заявляло, что ополченцам приходилось сталкиваться с устаревшей техникой, поставленной украинским силовикам из Венгрии, Польши и Болгарии. Разумеется, во всех перечисленных странах эту информацию всячески опровергают. Но уж что точно, так это то, что солярку и зарплаты военнослужащим Европа давать не будет. Политолог Елена Пономарева рассказала, во что уже сегодня обошлась Украине так называемая антитеррористическая операция:
"Война уже отразилась на экономике и социальном состоянии Украины. И последствия будут еще более тяжелыми. Это недополученная прибыль – миллиарды долларов. Это срывы контрактов и поставок, это разрушенное производство, это люди, которые идут не на работу на заводы и фабрики, а служить в нацгвардию, это уничтоженная инфраструктура. Это тяжелейшие имиджевые потери и недоверие населения правительству в Киеве".
У украинских властей, конечно, остается еще один шанс: как следует потрясти олигархов. Однако это вряд ли удастся, учитывая, что многие из них создали личные армии, экипированные по последнему слову военного искусства. И они в состоянии дать достойный отпор уцелевшим армейским подразделениям, которые могут быть направлены на экспроприацию экспроприаторов для "священной" цели сохранения украинского государства.