Автор Александра Дибижева
70 лет назад на конференции в Думбартон-Окс страны-участницы антигитлеровской коалиции заговорили о создании новой организации безопасности. Предложения, выдвинутые тогда, позже легли в основу Устава ООН — международной площадки, которая стала ключевой в решении вопросов военных конфликтов на многие годы вперед. На тот момент создание ООН было наиболее эффективным решением. Однако сразу наметились проблемы между двумя лагерями — советским и западным. Взаимное недоверие друг к другу со временем так и не прошло. А изначально заложенный принцип вето постепенно стал камнем преткновения на пути решения глобальных проблем, отмечают эксперты.
К середине 40-х гг. стало понятно, что принятый в 1919 году Версальский договор уже не работает. Лига Наций в качестве инструмента для предотвращения военных конфликтов едва ли удовлетворяла потребностям новой эпохи. В то же время ужас Второй мировой заставил лидеров всерьез задуматься о новой системе безопасности, чтобы избежать ошибок прошлого. Однако при создании нового органа многое не учли. Так ключевым элементом организации стал Совет безопасности (постоянные члены — СССР (сейчас Россия), США, Великобритания, Франция, Китай), который минимизировал принятие возможных решений, говорит директор Института политических исследований Григорий Добромелов:
"Самым главным принципом было право вето любого члена Совета безопасности ООН на любое решение. То есть решения были коллегиальными. А с древнейших времен понятно, что если решения принимаются коллегиально, и кто-то обладает правом вето, такой орган в первую очередь нужен для остановки принятия каких-то решений, а не для активной конструктивной реформаторской работы".
Лидерами ООН стали страны-победительницы. Между двумя лагерями — советским и западным — сразу возникло напряжение. Это в значительной степени осложнило работу организации, говорит главный редактор портала Terra America, политолог Борис Межуев:
"Главная проблема ООН заключалась в том, что её создание совпало с началом "холодной войны". Как это можно совместить — с одной стороны, существование этой организации, а, с другой стороны, полное размежевание двух систем и соответственно стран, которые эти системы представляли. Но ООН сделала так, чтобы "холодная" война не переросла в "горячую". И в этом её заслуга".
Конфликт двух систем стал настоящей головной болью. Необходимо было учесть интересы двух сторон, а это было непросто. Каждый претендовал на свою зону влияния, в результате чего росло постоянное недоверие друг к другу, отмечает Григорий Добромелов:
"Советский Союз, Сталин не доверял своим союзникам. Он имел на это основания. В завершающий период Второй мировой войны Великобритания и США вели сепаратные переговоры с Гитлером. Это уже наталкивало Сталина на потенциальный конфликт с союзниками. Кроме того, это испытание ядерного оружия, которое провели США. А СССР на тот момент им не обладал, и Сталин понимал важность этого диспаритета. Точно так же и страны Запада — они справедливо считали, что СССР обладает на тот момент самой мощной армией в мире. Обе стороны относились друг к другу с очень большой степенью недоверия".
Но и с окончанием "холодной войны" и распадом СССР конфликт так и не исчез, трансформировавшись в противостояние: Россия-Китай — с одной стороны, и США, Франция, Британия — с другой. Формат ООН по-прежнему плохо работает и больше напоминает "рудимент событий XX века", отмечают эксперты. А всё так хорошо начиналось!