Автор Диана Горшечникова
Разведслужбы США развиваются так же стремительно, как компания Apple после появления первого IPhone. А разнообразие методов разведки поражает воображение. Среди них особо выделяются пытки, например, в Гуантанамо, или уже закрытой Абу-Грейб. Спецтюрьмы, разведывательные центры, разбросанные практически в каждом уголке мира, – похоже, что от Большого Брата не скрыться, а под его натиском не устоять.
Кто, куда, откуда и зачем? Вашингтон, как никто другой, сможет найти ответы на все заданные вопросы. Кто только не требует от США изменить методы слежки. Но, как говорится, поздно пить Боржоми. К подобным просьбам прислушиваются разве что избранные сотрудники американских спецслужб. Однако к делу подходят со всем размахом. Один из последних — Эдвард Сноуден, из-за разоблачений которого Агентство национальной безопасности США все же коснулись реформы.
Неприемлемые действия США одновременно вызывают волну негодования, но дальше “шумихи” в прессе дело не идет. А Вашингтон под этот шум продолжает строить разведывательные центры в самых разных уголках мира, совершенствует секретные программы, говорит вице-президент Центра моделирования стратегического развития, главный редактор журнала “Федерал” Григорий Трофимчук:
“Подобная манера поведения США в области глобального шпионажа или электронной разведки свидетельствует о том, что Соединенные Штаты уже ни на кого, если так можно выразиться, не оглядываются. То есть они чувствуют, что прошли некую черту в развитии, в усилении своего могущества, когда они, грубо говоря, могут ни с кем не здороваться во всем мире. Более того, эту уверенность США подкрепляет позиция их союзника — Евросоюза в лице порядка уже почти 30 стран.
Слежка — не единственный конек США. Вашингтон специализируется и на спецтюрьмах. Мировое сообщество наслышано о кровавых истязаниях заключенных в Гуантанамо и Абу-Грейб. Список продолжают концлагеря ЦРУ, которые существуют в Польше, в Румынии, в Литве и далее — по длинному списку. Все дело в оплате “места назначения”, считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:
“За все подобные акции — тюрьмы, содержание задержанных террористов, в кавычках, на территориях стран — хорошо платится. Поэтому и польское, и румынское правительство, да и правительства других стран идут навстречу ЦРУ и другим спецслужбам. Кроме того, это, безусловно, говорит об отдельных отношениях, например, Румынии или Польши, с США. А для этих стран это критически важно: рассматривать США в качестве своих прямых партнеров. С другой стороны, есть страны, где эти вещи не проходят, где общественность их отслеживает и будирует ситуацию. То, что ЦРУ и другие американские спецслужбы привозят арестованных террористов в третьи страны, стало достоянием общественности, потому что не во всех этих странах это приветствуется, именно обществом”.
Эксперты отмечают, что ближайшие партнеры США просто не имеют ресурсов для протеста. А Вашингтон, наоборот, владеет множеством различных рычагов, при помощи которых оказывает давление, в первую очередь на экономику своих так называемых союзников.