Автор Сергей Ильин
Для новой старой украинской элиты, как показывает новейшая практика, Украина – скорее не страна и родина, а территория бизнес-интересов. В ней идет открытая олигархическая война. Заключаются невыгодные сделки, например, связанные с добычей сланцевого газа. Правительство уповает на западные подачки. Какое будущее ждет Украину с такой элитой? Ответ на этот вопрос, похоже, неутешительный.
На Украине, видимо, уже подзабыли лозунги Евромайдана. Один из них был связан с необходимостью покончить с олигархическим режимом в стране. Вышло ровно наоборот. “Шоколадный король” Порошенко стал президентом, другие олигархи – губернаторами, третьи не только продолжают владеть своими активами, но замахиваются и на дележку чужих.
Не напрасно губернатор Днепропетровской области миллиардер Игорь Коломойский, который спонсирует силовиков, зверствующих на Донбассе, вступил в открытую борьбу со своими коллегами “по цеху” – бывшими “семейными” олигархами Виктора Януковича – Дмитрием Фирташем и Сергеем Левочкиным. Делить есть что: предприятий и компаний хватает, заводы пока работают. А потому в ход активнейшим образом идут подконтрольные им СМИ. Да и Донбасс Коломойский воспринимает исключительно как индустриальную территорию, которая может приносить выгоду. А люди там и не особо нужны – можно других завезти. Потому, видимо, и уничтожают местное население.
Директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев считает, что большая проблема Украины в том, что в нынешнем виде она создавалась в результате борьбы олигархических группировок:
“Это были типичные олигархические войны, на которых создавался первоначальный капитал, шла дележка советской собственности, и все развитие украинской элиты происходило через существование региональных кланов. Днепропетровская группировка была в свое время одной из самых сильных. Донецкий клан в последнее время при Януковиче определял политику. Когда эта система рухнула, благодаря этим же самым олигархам, начал происходить элементарный передел собственности”.
Владелец группы “Приват” Коломойский, по мнению Сергея Пантелеева, сделал выдающийся ход – систему рейдерских захватов перенес в практическую политику. А потому при нынешних обстоятельствах, когда элита рассматривает территорию страны как источник наживы, ждать ничего хорошего не приходится. И пресловутое подписание соглашения об ассоциации с ЕС только подольет масла в огонь. Колоссальные связи с Россией резко ослабнут, и “барыши” олигархам останется тянуть только из населения. Украинский политолог Юрий Городненко считает, что в условиях передела собственности будущего у Украины нет:
“Войны кланов у нас происходят 20 лет. Они то утихали, то активизировались. Если мы посмотрим историю, то был Павел Лазаренко, крупнейший олигарх. Сегодня его имя уже никто не помнит. Был целый ряд других олигархов. Куда они делись? Они стали жертвами борьбы кланов. Сегодня на фоне войны и политических потрясений противостояние между кланами находится в центре внимания, стало ярко выраженным. Но существовало все время”.
Именно сегодня, впрочем, на фоне кровопролития и фактической утраты Украиной государственности в ее прежнем, непродолжительном, виде, этот передел собственности выглядит особо циничным. Но главное – политики мало чем отличаются от олигархов. Они и в “прежней жизни” доказали свою несостоятельность. И спикер парламента Александр Турчинов, и премьер Арсений Яценюк, и многие другие госчиновники уже не раз занимали высокие государственные посты при прежних властях. Однако страна, в том числе и под их руководством, в результате так называемой революции пришла к самому трагическому кризису в своей короткой постсоветской истории. Но все они вновь у руля, а значит, позитивных изменений ждать не стоит.