Автор Бакыт Аман
Без истории нет будущего. Для Киргизии советское прошлое - знаковая эпоха. И не потому, что так решила когда-то компартия. Республика в те годы была одной из самых высокообразованных и самодостаточных. Независимость внесла в жизнь маленькой горной страны свои новшества.
31 августа 1991 года — день, когда Киргизия обрела суверенитет. Точка отсчёта новейшей истории для молодого независимого государства. Момент, с которого можно вести хронологию событий в новой жизни старой советской социалистической республики. Кстати, именно этот социалистический багаж помог в первое время удержаться Киргизии на плаву и не сразу попасть в жёсткие клещи рыночной экономики. Капитализм медленно, но уверенно стал завоёвывать всё новые умы, и курс обмена старых лозунгов о лучшей жизни в коммунизме на убеждения, что надо купить подешевле, а продать подороже, стал расти с каждым днём. И как ни пыталось новое руководство в лице старой партийной номенклатуры нивелировать материальное неравенство, сделать это так и не удалось. Так в стране появились, богаты и бедные. И те и другие стали уезжать из страны в поисках лучшей жизни.
"Получили независимость, получили возможность определять свой путь развития, развивать свою государственность. Всё это так. Но, как организм, очень хорошо работавший до определённого момента, СССР рухнул. И, по моему мнению, за годы независимости всех стран бывшего Союза им даже наполовину не удалось восстановить те хорошие, благоприятные для всех связи, взаимоотношения, взаимодействия".
Лихие девяностые в Киргизии мало чем отличались от особенностей этого периода в других республиках бывшего Союза. Разве что, не было громких рейдерских захватов крупных заводов и фабрик. Но постепенно киргизская промышленность стала приходить в упадок. Зато, как грибы после дождя, стали появляться традиционные для Востока рынки и базары. Соседство с Китаем открыло для местных жителей возможность торговать буквально всем – от иголок до самосвалов. Неудивительно, что два киргизских оптовых рынка Дордой и Кара-Суу – крупнейшие во всей Центральной Азии. Торговля и сфера услуг стали занимать в экономике все большее место. Но эти поступления в бюджет несли с собой и угрозу — не развивалось производство, капиталоёмкие отрасли экономики. Плачевная ситуация сложилась и в издательской сфере, библиотечном деле, говорит директор Республиканской библиотеки детства и юношества имени Касымалы Баялинова Роза Султангазиева:
"Когда рухнул Советский Союз, рухнула вся система книгоиздания. Мы потеряли такие издательства как Кыргызстан, Атабият, Мектеп. Всё это в один момент исчезло, и многие издательства стали частными. Нет государственного протекционизма в издании детской литературы или литературы по школьной программе. И сейчас библиотеки страдают из-за нехватки литературы на национальном языке".
Политическая конъюнктура в Киргизии — разговор особый. В конце девяностых годов и в начале двухтысячных республику называли островком демократии. Свобода слова, плюрализм мнений были неотъемлемой частью общественной жизни Киргизии. Но постепенно демократические ценности утрачивали свое значение. Узурпация власти, массовые злоупотребления, коррупция. Это не просто строки из Уголовного кодекса, это реальность середины и конца двухтысячных годов, когда Киргизию дважды сотрясали революции. Их итоги показали, что о революционном романтизме и речи быть не может. Лишь борьба за власть, влияние и ресурсы. Однако за последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону, стабилизировалась. И в этом залог, что это благоприятно скажется на всей социально-экономической ситуации в Киргизии.