Автор Михаил Шейнкман
Тем более, если смотришь в “книгу”, все-таки 1000 страниц текста, а видишь печальный итог, уточнили его веру в евроинтеграционные прелести оппоненты. Тем не менее, по словам высокопоставленного представителя правящей коалиции, депутатам поставят задачу уже на следующей неделе проголосовать за документы, Кишинев торжественно подписывает их с Брюсселем 27 июня, чтобы сразу, не откладывая в долгий ящик, с места – в карьер. Так ведь еще называют яму, которую выкапывают сами себе. А в том, что Молдавии уготована иная участь, уверены лишь те, кто, как выясняется, толком и не знает, а есть ли во всей этой евроблизости какой-либо толк в принципе.
Это потом, как пояснил Корман, депутаты на досуге могут полистать Соглашения. Может быть, даже делать заметки на полях. Но уже, как читатели. Права на соавторство их лишили. Впрочем, есть большие сомнения в том, что кто-либо из молдавских чиновников может похвастаться тем, что проштудировал договоры с ЕС и приложения к ним от корки до корки. На самом деле, какой в этом смысл, если главное – это титульный лист и место для подписи. Ссылки на то, что контракт с Евросоюзом можно будет пересмотреть, если он станет создавать неудобства молдавским сельхозпроизводителям, формально на них еще держится экономика республики, это разговоры для бедных, которых, надо полагать, станет еще больше.
ЕС – это не школа гуманности, а демократический институт, близость к которому почетна уже сама по себе. Даже без поступления в него.
Такая перспектива в соглашении с Евросоюзом не значится. Однако правящий альянс это не смущает. Здесь называют ассоциацию с Западом высшим счастьем, ждут от него благодати, чтут Соглашение, как Библию, которую ведь тоже совсем не обязательно читать, чтобы слыть прилежным христианином. Поэтому и с депутатов будет достаточно, если они просто осенят себя крестным нажатием кнопки при ратификации.
Кажется, к чему такая спешка, если зона свободной торговли заработает только осенью? Но власть вынуждена торопиться. Слишком настойчиво граждане Молдовы стали выступать против евровектора. Кишинев собирает тысячи на акции протеста. Северная столица – русскоязычные Бельцы — объявили публичные консультации с населением по поводу внешнеполитического выбора. Здесь не стали повторять Гагаузию с ее референдумом – остановились на более мягкой форме плебисцита, но результат, обещают, будет под стать автономии. Там, напомним, за Таможенный союз проголосовало 98%. В Тараклийском и Бессарабском районах тоже поддержали гагаузов. Но Бельцы – это уже серьезно. По духу – это почти местный Донбасс. Поэтому и форсирует режим события, чтобы лишить оппонентов юридического пространства. Но, как показывает опыт Украины, гражданскому противостоянию закон не писан, если его пишут не для граждан.
Из Кишинева — политолог Богдан Цыдря.
— Богдан, к чему такая спешка? Может быть, депутатам не мешало бы почитать прежде, чем подписывать?
— Евросоюз давит, торопит события. Ему хочется как можно быстрее получить подписание и ратификацию этого договора. Идет давление медийное. Требуют поименно показать тех, кто не проголосует за соглашение с ЕС. Будет такая истерия общественная, что мало никому не покажется. А прессинг объясняется просто: Европа боится, что кто-то в правящем альянсе не выдержит и может не ратифицировать. Поэтому внешнее давление усиливается до радикальных точек. Шаг влево, шаг вправо – расстрел.
— Так это уже получается какой-то украинский сценарий. Насколько уместны такие аналогии?
— Элемент определенный есть. Ну, к примеру, у нас ведется слежка за оппозицией со стороны СИБа (это местный аналог ФСБ). У нас происходит избиение оппозиции. У нас не регистрируют партию оппозиционную. У нас раскололи практически все партии, которые за Таможенный cоюз. Давление серьезное. Звучат угрозы, что те, кто ратует за Таможенный cоюз – это сепаратисты, работают против национальных интересов. Поэтому правящий альянс даже выдвинул законопроект о “сепаратизме ”, который предусматривает до 15-20 лет. Я говорю уже о медийной истерии. Из России делают образ врага. Из партий пророссийских и за Таможенный cоюз ратующих просто-напросто делают врагов. Заводят уголовные дела. Ситуация очень тяжелая для оппозиционных партий.
Наверное, теперь уже нет ничего страшного в том, что правящие депутаты судьбу Молдавии подмахнут, не глядя. На самом деле, зачем сейчас-то читать все, если конец все одно уже известен. При этом Кишинев абсолютно не беспокоит то, что ЕС может подсунуть ему кота в мешке. Потому, что для него главное в этом деле – мешок. Ведь он же европейский.