Автор Михаил Шейнкман
Встреча в Донецке международной контактной группы с представителями “народных республик” была без галстуков, но и без оружия. И то, и другое принципиально. С одной стороны, переговоры неофициальные. И даже не переговоры, а консультации. Так настойчиво называли их участники формата, чтобы изначально и осознанно исключить пустые иллюзии и завышенные ожидания. Но главное слово в этом деле – все-таки “перемирие”. Его можно считать итогом этого общения, поскольку премьер ДНР Бородай озвучил свой симметричный ответ Порошенко именно здесь. Ополченцы тоже прекращают огонь до 10 утра 27 июня. Киев, правда, это относит к числу собственных заслуг. Но это – сколько угодно.
Важно, что в регионе действительно стало потише, хотя и не без пальбы и артиллерийских обстрелов. Они-то и свидетельствуют о том, что все мирные достижения достаточно условны. Пока Донбасс набит карателями, в его жизни всегда есть место их “подвигам”. Но тем не менее это был, пожалуй, дебютный выход в свет представителей Донецкой и Луганской народных республик. Впервые на них смотрели не как на “террористов”, а как на равноправных участников политического процесса. Во всяком случае посредники, вступившие с ними в контакт, совершенно точно. Думай они иначе, например, как Шевченковский суд украинской столицы, который как раз под встречу в Донецке санкционировал заочный арест 11 руководителей ДНР и ЛНР, у них здесь вряд ли был бы шанс.
Впрочем, это еще не прямые переговоры с Киевом и даже не приближение к ним, но это уже общение лидеров ополчения с президентом Украины. Пусть, и бывшим, но еще той Украины, которая могла уживаться сама с собой. Это, конечно, не значит, что Леонид Кучма лучше всех знает, как склеить то, что кажется разбитым навсегда. Но его включение в международную контактную группу по урегулированию кризиса в качестве представителя Порошенко выглядит весьма принципиально. Прежде всего потому, что именно Кучма наряду с еще одним экс-президентом Кравчуком номинально возглавлял так называемый круглый стол национального единства. Формат, придуманный Киевом исключительно для подмены переговорного процесса, поскольку от юго-востока к нему допускались только лояльные Майдану деятели. Перевод Кучмы в иную плоскость в какой-то степени может указывать на то, что у Порошенко, наконец, поняли, с кем и о чем надо говорить, если есть желание не только говорить о мире, но и мириться.
То, что контактную группу перед отправкой в Донецк напутствовал лично президент, тоже факт из разряда знаковых. Во всяком случае он отвечает на вопрос скептиков относительно полномочий посредников.
Вообще, по составу эта миссия выглядит весьма сбалансированной. Кроме Кучмы, в ней спецпредставитель ОБСЕ, профи по части внутренних конфликтов Хайди Тельявини и посол России Михаил Зурабов. Кажется, компания самая подходящая для урегулирования украинской войны с русскоязычным населением в центре Европы. Проблема лишь в том, что отчитывается Порошенко все одно перед Байденом. Накануне делал это дважды. А что именно Вашингтон советует делать с юго-востоком, известно очень хорошо.
Вопрос украинскому политологу Ростиславу Ищенко:
– Как бы Вы назвали то, что происходило накануне в Донецке? Какова ценность этой встречи, если после нее, пусть не в той степени, что раньше, но все равно продолжается стрельба, а Киев по-прежнему расточает угрозы.
– Безусловно, это были консультации о возможных переговорах, так как там не было от Киева каких-то полномочных представителей, которые могут что-то решать. В данном случае были зафиксированы две диаметрально противоположные позиции: официального Киева и юго-востока. Пока что никаких оснований считать, что эти позиции могут свидетельствовать о близости к какому-то компромиссному варианту, который мог бы служить основой для будущих переговоров, нет. Стрельбу может остановить только Порошенко. И то, я не уверен, что Порошенко может остановить стрельбу. Потому что не все части, задействованные на юго-востоке, подчиняются Порошенко.
– Стороны демонстрируют непримиримость. Условия продолжения мирного процесса исключают друг друга. Это значит, что после недельной передышки – опять война, только уже в режиме “пленных не брать”?
– Пока что все свидетельствует о том, что боевые действия будут продолжаться. Пленных, наверное, будут брать, но то, что взаимное ожесточение нарастает, – это свершившийся факт. Его можно только констатировать. Оно и в дальнейшем будет нарастать, потому что гражданская война всегда начинается с мелочей и очень быстро приводит к взаимному и всеобщему озверению.
Наверное, самый красноречивый показатель уровня доверия граждан Донбасса к “миротворчеству” Порошенко – поток беженцев, который с пятницы совсем не стал меньше. Более того, регион полнится слухами о том, что с 27-го числа самое страшное только начнется. В Киеве называют мирный план Порошенко только планом “А” и уже предупреждают, что за “А” последует и “Б”. Полное уничтожение. Поэтому пока они Западу говорят о мире, на юго-востоке эхо привычно отзывается артиллерийскими раскатами.