Автор Григорий Миленин
Франция, конец девятнадцатого века. Проиграна война Пруссии, унесшая жизни более миллиона французов, в стране разруха и подавленность. Но где-то в Париже, в аристократической семье живет мальчик, который всего через два десятилетия навсегда впишет свое имя в историю. Это Пьер де Кубертен. Всегда стремившийся к овладению новыми знаниями, барон Кубертен не обделял своим вниманием и спорт. Вообще молодой француз, увлеченный идеями гуманизма и стремившийся к гармонии в жизни, считал, что люди не должны воевать, а страсть к борьбе надо выплескивать в спорте. Эту идею он активно продвигал в обществе и, наконец, выкристаллизовал ее в проект международных соревнований. В конце девятнадцатого века в европейском обществе возник интерес к античным олимпийским играм, особенно на фоне громких открытий археологов в греческой Олимпии. И Пьер де Кубертен не упустил этот шанс: по его инициативе после двух лет дискуссий в одном из старейших университетов Франции – Сорбонне была написана новая страница в истории спорта. Был учрежден Международный олимпийский комитет. Как считает вице-президент Международной ассоциации спортивной прессы Николай Долгополов, произошла революция:
"В мире в то время ничего похожего не было. Были разрозненные чемпионаты, соревнования по фигурному катанию, иногда бегали на коньках, в странах Скандинавии уже тогда были Скандинавские игры. Была развита стрельба, фехтование. И все. А Кубертен возродил широкий комплекс олимпийских спортивных соревнований — первые комплексные соревнования мирового уровня".
Однако это было лишь частью свершившейся мечты. Олимпийские игры требовали денег, больших денег. И Пьер де Кубертен, обладавший хорошим состоянием, не пожалел его ради своей идеи, говорит Николай Долгополов:
"Чтобы проводить Олимпиады, Кубертен продавал собственные коллекции картин. Продал и коллекцию своей жены. Получив фантастические деньги по тем временам, он все вложил в становление олимпийского движения. Он умер не в нищете, но был довольно бедным человеком. Кубертен был не только теоретиком и практиком олимпийского движения, он был еще и благороднейшим олимпийцем”.
С тех пор минуло с дюжину десятилетий, мир сотрясли две мировые войны, но олимпийское движение жило и развивалось. Постепенно, из года в год, Олимпийские игры из главного спортивного соревнования превращались в главное зрелище планеты. И не последнюю роль в этом сыграл технический прогресс, говорит главный редактор журнала “Олимпийская панорама" Александр Ратнер:
"С телевидением Олимпийские игры стали глобальным событием. Это начало происходить в 60-е годы прошлого века. А их нынешний размах обязан деятельности Хуана-Антонио Самаранча. В 80-90-х годах эту абстрактную идею материализировали – создали концерн по производству денег. И с этого момента можно считать, что Олимпийские игры – главное событие на планете".
Действительно, Олимпийские игры — мероприятие доходное: продажа мест под рекламу, телевизионных трансляций и прочая франшиза хорошо заполняют казну Международного олимпийского комитета. Но ни с какими богатствами мира невозможно сравнить ту бурю эмоций, радость побед и восхищение рекордами спортсменов, которые дарят нам Олимпийские игры.