Автор Илья Харламов
Отношения отмечающего 65-летний юбилей Совета Европы и России, которая вступила в него в 1996 году, всегда были непростыми. Российско-грузинский конфликт, соблюдение прав человека, нашумевшее дело ЮКОСа, нынешний кризис на Украине не добавляли между ними доверия. Точнее, проблемой стало то, что европейцы смотрели и смотрят на эти вопросы однобоко и предвзято.
Уже почти 20 лет Россия является членом и одним из ключевых спонсоров международной организации, которая была создана после Второй мировой войны как общеевропейский интеграционный проект. В 1990-х годах Совет Европы начал активно принимать в свои ряды новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря. Актуализировалась работа его главных органов – Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В силу возросшего влияния на Европу США работа этих структур перестала носить сугубо совещательный или правозащитный характер. В какой-то момент они стали использоваться как политические инструменты в отношении Москвы. Сказывалось традиционное геополитическое противостояние России и США, которое начало возрастать. Вот что по этому поводу «Голосу России» сказал политолог Сергей Михеев:
«Они участвуют в общей пропагандистской кампании, которую режиссируют американцы. В Совете Европы американцев поддерживают союзники — депутаты из стран бывшего Варшавского договора, которые традиционно настроены антироссийски. Им хочется нас побольнее ущипнуть. Они задают тон в Совете Европы».
Таким образом, Совет Европы принимает самое деятельное участие во многих антироссийских политических и пропагандистских проектах, которые инициирует Вашингтон. Достаточно вспомнить недавний демарш ПАСЕ в отношении России, которая якобы чуть ли не насильственно аннексировала Крым. Российскую делегацию лишили права голосовать и работать в руководящих структурах ассамблеи. Многие российские политики и эксперты еще задолго до этого говорили, что участие в работе органа, который профессионально специализируется на антироссийских декларациях и резолюциях, имеет минимум смысла и перспектив.
В результате российская делегация покинула Страсбург и оставила за собой право определить, есть ли дальнейший смысл участвовать в работе ПАСЕ. Российских парламентариев, кстати, уже лишали права голоса в 2000 году. Тогда эта мера была связана с массовыми, по мнению европейцев, нарушениями прав человека в Чеченской республике.
Старший научный сотрудник исторического факультета МГУ Алексей Пилько отметил, что Москва постоянно предлагала Совету Европы темы для дискуссий. Но не всегда видела ответную реакцию.
«Сейчас членство в Совете Европы не особо отвечает российским интересам, поскольку он превратился не в площадку для диалога между Россией и странами Европы, а в площадку, с которой в сторону России постоянно летят обвинения и которая замкнулась на критике России. Участие в таком форуме нашим интересам не отвечает, и в ближайшее время будет приниматься решение о наших взаимоотношениях с Советом Европы», — сказал Пилько в эфире «Голоса России».
Тем не менее, генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд не раз заявлял, что считает важным членство России в организации. Более того, обещал лично заниматься урегулированием спорных вопросов. Многое, впрочем, зависит от того, сколько у него единомышленников. Пока не похоже, что эта организация сменит вектор своего отношения к Москве.