Четыре года назад жестокое убийство педагога потрясло страну. Но шок, как это и бывает во Франции, прошел быстро. В трагедии обвинили исламистов и им сочувствующих, глубже в причинах никто разбираться не стал. Открывшийся процесс – второй по счету (на первом перед юстицией предстали несовершеннолетние сообщники Анзорова), казалось, должен был дать повод для серьезного разговора о страхе, ненависти и нетерпимости, плотно угнездившихся во французском социуме, но этого не произошло.
Причины понятны: разговор может завести слишком далеко, поставив под сомнения как декларируемые на фасадах "свободу, равенство и братство", так и принцип отделения церкви от государства, действующий в стране более столетия.
Четыре года назад 18-летний Абдулах Анзоров (он родился в Москве и был ребенком увезен во Францию, где его родители получили статус политбеженцев), желая, как он сам писал в соцсетях, "отомстить за пророка Мухаммеда", учинил жестокую расправу над учителем истории. Шум на сетевых форумах поднялся после того, как отец одной из школьниц возмутился ее рассказом о том, что во время урока говорил Самюэль Пати. Позднее выяснилось, что девочка солгала. Ее не было в классе в тот злополучный день. Но вранья оказалось достаточно, чтобы возбудить ненависть. Выяснилось и другое. Перед уроком, на котором учитель истории предполагал обсудить права и свободы, он обратился к классу и предложил ученикам мусульманского вероисповедания, если они желают, покинуть помещение.
И вот на этой детали стоит остановиться. Не становясь в позу обвинителя жертвы ("он сам виноват в таком финале"), задать вопрос, зачем потребовалось начинать важную дискуссию с намеренной сегрегации подростков, сегрегации, связанной с их этническим происхождением и воспитанием, все же стоит.
Как имеет смысл спросить, стоит ли выносить на повестку дня темы, которые по определению маленький социум класса разделяют, и разделяют жестко.
Оба эти вопроса, будь они заданы сегодня в публичном поле во Франции, гарантируют тому, кто их рискнул поставить, кампанию ненависти. На таком любопытном оттоптались бы все записные болтуны (иное название для участников многочисленных теле- и радиошоу).
Это-то и есть главная проблема Франции. Да и всей общественной поляны ЕС. Принимая (на словах и формально) носителей иных взглядов и ценностных установок, обитатели "райского сада" отказываются совершать усилия, направленные на понимание шкалы этих ценностей. Мотив всегда один – "не мы должны приспосабливаться под их уклад, а они – под наш". Слова впечатляют принципиальностью, но жесткость их – ложная. На самом деле, конечно, социум приспосабливается к "понаехавшим", когда социуму это выгодно экономически. А если невыгодно политически, то он этого не делает.
Принимая под разными предлогами тех, кого считают чужаками, и в то же время отторгая их, европейское общество подвело бикфордов шнур под свое единство. Громкие теракты, прокатившиеся по столицам и даже по маленьким городкам стран – членов ЕС, должны были, по идее, заставить открыть глаза. Но этого, увы, не произошло.
Самюэля Пати не вернешь, как не вернешь его коллегу Доминика Бернара, погибшего в прошлом году. Юстиция, выясняя на открывшемся процессе степень вины и причастности обвиняемых, вынесет приговор. Но это в любом случае не разрешит того тяжелейшего, настоянного на страхе и ненависти, кризиса, созданного словами и поступками самого французского социума.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik