Первого сентября 1951 года скончался философ и публицист Георгий Петрович Федотов. Начинал он как типичный "левак". Будучи студентом Технологического института в Петербурге был арестован за участие в событиях 1905 года. Потом Георгий Петрович закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После 1917 года в его мировоззрении произошел перелом – со временем он стал религиозным философом.
Федотов эмигрировал во Францию, где долгие годы был профессором Свято-Сергиевского православного богословского института. Тогда же он написал, пожалуй, самые известные свои книги: "Святые Древней Руси", "Тяга в Россию", "Трагедия интеллигенции".
Федотов, в частности, говорил: "Петру I удалось на века расколоть Россию: на два общества, два народа, переставших понимать друг друга. Разверзлась пропасть между дворянством и народом — та пропасть, которую пытается завалить своими трупами интеллигенция XIX века. Отныне рост одной культуры, импортной, совершается за счет другой — национальной".
А о русском национальном характере он писал: "Растение, вырванное из почвы, засыхает. Человек свободно движется по лицу земли. Но для русского человека родина, прежде всего — не мысль, и даже не слово, а звучание, тембр голоса. Вне этой узкой природной среды ему трудно жить. Другие народы, скажем, британцы и немцы — смело бросали родину, неся ее богов и культуру в чужие страны. Но для нас и культура, и сама вера кажутся нежизненными без родной земли".
Георгий Петрович остро реагировал на политические события в России и мире, происходившие между двумя мировыми войнами. В эмигрантских кругах его считали "левым". Федотов, например, поддерживал некоторые действия Сталина, говоря, что они отвечают интересам России.
И надо отдать должное Федотову: его анализ сталинской политики не устарел и сегодня. Он верно говорил о том, что тирания Сталина, "сталинократия", это есть несомненная ликвидация коммунизма, прикрытая марксистскими символами. Отсюда он ставит вопросы о партии: "Почему не ликвидирована партия вместе с ликвидацией основ ее миросозерцания?", "Какой смысл коммунистической партии, очищенной от коммунизма?".
Федотов считал, что как раз тоталитарный советский строй поможет перерождению русского человека, который и станет могильщиком этого строя. Такова суть диалектики: единство и борьба противоположностей.