Узнать за 90 секунд

Циркуляр "О кухаркиных детях"

Читать на сайте radiosputnik.ru
30 июня 1887 года был издан так называемый циркуляр "О кухаркиных детях" министра народного просвещения графа Ивана Давыдовича Делянова.
Официально он назывался – "О сокращении гимназического образования". Документ должен был ограничить доступ в эти учебные заведения детей из "неблагородных" сословий. Дескать, выпускников классических гимназий и так предостаточно. А в России началась индустриализация – нужны квалифицированные специалисты, люди со средним профессионально-техническим образованием. Вслед за циркуляром Делянова стали массово учреждаться училища: промышленные, ремесленные, химико-технические.
Тут была и еще одна цель: власти обратили внимание, что многие студенты-разночинцы, особенно гуманитарии, становились участниками радикально-революционного движения.
Историк Василий Ключевский хорошо понял необходимость этих реформ. Он писал: "В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много".
Конечно, циркуляр Делянова был в чем-то дискриминационным и ретроградным, поэтому он был отменен через 13 лет. А главное – он был каким-то казенным, бюрократическим, мало объяснявшим цели и задачи реформы. Граф лишь краешком уловил суть и необходимость изменений. Видимо, не хватило знаний и опыта, чтобы провести нужную государству и обществу реформу образования. Поэтому схоластика и нигилизм прочно вошли в сознание молодежи. Гимназисты и студенты уже "глядели в Наполеоны", активно шли в революцию.
Публицист и политик правого толка, а в молодости – левак и радикал, Александр Самойлович Изгоев справедливо отмечал: "Средний массовый интеллигент в России большей частью не любит своего дела и не знает его. Он – плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и прочее. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей – его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей – как настоящих революционеров, так и фразерствующих бездельников"…
Обсудить
Рекомендуем