30 июня 1887 года был издан так называемый циркуляр "О кухаркиных детях" министра народного просвещения графа Ивана Давыдовича Делянова.
Официально он назывался – "О сокращении гимназического образования". Документ должен был ограничить доступ в эти учебные заведения детей из "неблагородных" сословий. Дескать, выпускников классических гимназий и так предостаточно. А в России началась индустриализация – нужны квалифицированные специалисты, люди со средним профессионально-техническим образованием. Вслед за циркуляром Делянова стали массово учреждаться училища: промышленные, ремесленные, химико-технические.
Тут была и еще одна цель: власти обратили внимание, что многие студенты-разночинцы, особенно гуманитарии, становились участниками радикально-революционного движения.
Историк Василий Ключевский хорошо понял необходимость этих реформ. Он писал: "В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много".
Конечно, циркуляр Делянова был в чем-то дискриминационным и ретроградным, поэтому он был отменен через 13 лет. А главное – он был каким-то казенным, бюрократическим, мало объяснявшим цели и задачи реформы. Граф лишь краешком уловил суть и необходимость изменений. Видимо, не хватило знаний и опыта, чтобы провести нужную государству и обществу реформу образования. Поэтому схоластика и нигилизм прочно вошли в сознание молодежи. Гимназисты и студенты уже "глядели в Наполеоны", активно шли в революцию.
Публицист и политик правого толка, а в молодости – левак и радикал, Александр Самойлович Изгоев справедливо отмечал: "Средний массовый интеллигент в России большей частью не любит своего дела и не знает его. Он – плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и прочее. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей – его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей – как настоящих революционеров, так и фразерствующих бездельников"…