США возопили так, будто это именно их задели за живое. Сам Джо Байден вписался. В стиле "тронешь Израиль – будешь иметь дело со мной" дал понять, что в этом деле именно он – последняя инстанция. А он ни разу не увидел геноцида палестинского народа.
Международный уголовный суд в Гааге – структура, конечно, опереточная и, большей частью, сама в себе, но один раз и палка стреляет. И пусть эта пока даже не выстрелила – прокурор Карим Хан лишь запросил ордер на арест премьера и министра обороны Израиля с одной стороны и лидеров группировки ХАМАС с другой. Но ощущение такое, будто всунули эту палку в гадюшник и все ею там разворошили, полезло изо всех щелей.
Ладно непосредственным участникам конфликта не понравилась претензия МУС на некоторую объективность и равноудаленность. Тель-Авив обвинил его в "новом антисемитизме", а исламисты – в "стремлении отождествить палача и жертву". Так еще и США возопили и задергались так, будто это их задели за живое. Сам хозяин Белого дома вписался. В стиле "тронешь Израиль – будешь иметь дело со мной" Джо Байден напомнил, что так-то это он – последняя инстанция. А он, во-первых, считает выпад против Биньямина Нетаньяху и Йоава Галанта "возмутительным". Потому что, во-вторых, ни разу не увидел в их действиях ни малейшего геноцида палестинского народа.
И вообще, "скажу ясно, что бы прокурор ни пытался привести в качестве аргументов, нет никакой равнозначности между Израилем и ХАМАС". Хотя бы потому, что с Израилем Соединенные Штаты, не стал уточнять он очевидное. А если у вас чешутся руки, то лучше русскими продолжайте заниматься. Это уже в Госдепе подключились, классикой жанра "двойных стандартов" предложив почувствовать разницу. Пусть, говорят, Израиль, как и Россия, не признает Римский статут, но статут вам не там, поскольку Тель-Авив "выразил готовность сотрудничать с Международным судом, а Москва – нет", поэтому только он и не подлежит уголовному преследованию.
В нем, правда, "готовность сотрудничать" выразили лишь на словах, да и те от премьера Нетаньяху. "Абсурдный и ложный ордер направлен не против руководства, а против всего Государства Израиль. Это полное искажение реальности". Если в США считают, что этого достаточно, чтобы оградить себя от ареста, то и мы могли бы это повторить ради чистоты эксперимента. Но не станем, так как МУС для нас – это пустое место, а его мандат на задержание нашего президента – бумажка, которая если и имеет ценность, то лакмусовую – по ней можно тестировать отношения с другими странами.
Что же касается нервной реакции Вашингтона из-за наезда на Биби, то лучше всего ее объяснил спикер нижней палаты конгресса Майк Джонсон. Пригрозив Гааге "любыми вариантами, включая санкции" в случае положительного ответа на запрос прокурора Хана, он словно только теперь заглянул в ящик Пандоры: "если позволить МУС угрожать властям Израиля, то власти США станут следующими". В нормальных судах это могли бы засчитать чистосердечным признанием в том, что у самих рыльце в пушку, а руки – по локоть. Но МУС не по этой части. Впрочем, даже если эта "палка" все-таки не выстрелит, себя она уже оправдала, доказав, что о двух концах.
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.